Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 91 4) информационная безопасность; 5) экономическая безопасность (принятие решений о финансировании проектов на основании анализа рисков); 6) научно-технологическое развитие (разра- ботка Концепции технологического развития БРИКС); 7) экологическая безопасность и рациональ- ное природопользование; 8) защита традиционных для стран БРИКС духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (на основании обес- печения информационно-психологической безопасности личности); 9) стратегическая стабильность и взаимовы- годное международное сотрудничество стран БРИКС. Такой подход позволяет значительно уско- рить процесс формирования систем противо- действия рискам и угрозам природного, тех- ногенного и антропогенного характера в сто- личных регионах БРИКС и сформировать для каждого из них программу "Безопасный город", максимально учитывающую местные особенности. Какие нормативные документы можно использовать? При разработке этих программ для столиц БРИКС нужно исходить из того, что каждая из них имеет свои особенности, но в то же время угрозы и риски деструктивных воздей- ствий природных и техногенных факторов, противоправных действий (бездействий), в том числе терактов, имеют общий вид и характер. В качестве основы предлагается использовать наиболее практически отрабо- танный с 2007 г. комплекс нормативных документов по транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств 2 . Он может служить ориентиром для определения направленно- сти и перечня проблем обеспечения безопас- ности в современных условиях. Постановле- ния Правительства РФ по вопросам антитер- рористической защищенности объектов (тер- риторий) послужат качественным дополнени- ем для формирования требований по опре- делению проектных решений и мер обеспече- ния защиты объектов городской инфраструк- туры столиц БРИКС. При этом должен быть использован опыт анализа проектной доку- ментации, накопленный в последние годы ГАУ города Москвы "Московская государст- венная экспертиза" в ходе реконструкции объектов городской инфраструктуры города Москвы. При разработке мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объектов городской инфраструктуры столиц БРИКС от угроз террористического характера и несанкционированного вторже- ния, должны использоваться актуализирован- ные и адаптированные к местным условиям положения свода правил СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защи- щенности зданий и сооружений. Общие тре- бования проектирования". Антитеррористиче- ская защищенность обеспечивается также путем осуществления комплекса мер, пред- усмотренных нормативными документами ИКАО 3 как изначально адаптированными под международные требования в сфере безопас- ности. При разработке технических средств необходимо учитывать появление новых видов угроз и изменение психологии и моде- лей нарушителей, сценариев их поведения (например, особое внимание должно быть обращено на выявление самодельных взрыв- ных устройств в имплантах). Защита объектов городской инфраструктуры столиц БРИКС должна предусматривать комплексные систе- мы борьбы с беспилотными аппаратами в воздухе, в воде и на земле. О необходимости разработки гармонизированных стандартов С учетом того что большая часть городской инфраструктуры столиц БРИКС представлена зданиями и сооружениями, для них должны быть разработаны гармонизированные в рамках БРИКС стандарты. Они распростра- няются на системы, связанные с безопас- ностью зданий (сооружений) и являющиеся их неотъемлемой частью. Это системы пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты, противокрими- нальной и антитеррористической защиты, телевизионного наблюдения, контроля и управления доступом, мониторинга состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, оповещения и управления эвакуацией людей и другие системы, включая комплексные системы без- опасности, объединяющие несколько систем и одновременно противодействующие нескольким видам опасностей и угроз. Все эти стандарты должны быть основаны на современной парадигме безопасности, с использованием процессного подхода стандартов по системам менеджмента каче- ства ИСО 9000 и ИСО 10000; комплексного системного риск-ориентированного подхода Руководства ИСО/МЭК 51 с учетом всех аспектов безопасности и снижением риска на всех стадиях жизненного цикла; методо- логии управления функциональной безопас- ностью систем на стадиях их жизненного цикла. При таком подходе система строи- тельных конструкций, отдельные инженер- ные системы и подсистемы связаны между собой, а также с окружением и средой, дей- ствуют совместно как единое целое и могут рассматриваться как сложная система. Без- опасность в этом случае достигается путем выполнения требований норм и правил при- менения систем защиты здания или соору- жения. Нужен единый подход к подготовке специалистов по безопасности Значительно ускорить процесс преобразова- ний в сфере безопасности стран БРИКС и их столиц позволяет выработка единого подхода и разработка комплекса учебных программ по образованию, повышению квалификации и переподготовке специалистов безопасности различных категорий. Гармонизация подходов, принятых в странах БРИКС в области безопасности, выработка общих нормативных документов послужат средством сближения требований в различ- ных направлениях обеспечения защиты сто- личных объектов. Такое мобилизационное технологическое развитие в условиях санкций, военных и новых террористических угроз тре- бует создания методического и научно-прак- тического подхода, системной оценки уязви- мости с учетом изменения психологии людей, изменения проектных решений инженерно- технической укрепленности и мер обеспече- ния защиты объектов столиц БРИКС, внедре- ния методов управления запроектными ава- риями, изменениями качества и культуры без- опасности. Для совершенствования деятельности в сфере безопасности столиц стран БРИКС необходима концентрация усилий и ресурсов органов их публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реа- лизации стратегических национальных прио- ритетов. Необходимо также определить про- екты по приоритетным направлениям крити- ческих и сквозных технологий с учетом опыта членов союза. n www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru С учетом того что большая часть городской инфраструктуры столиц БРИКС представлена зданиями и сооружениями, для них должны быть разработаны гармонизированные в рамках БРИКС стандарты. Они рас- пространяются на системы, связанные с безопасностью зданий (соору- жений) и являющиеся их неотъемлемой частью Г армонизация подходов, принятых в странах БРИКС в области без- опасности, выработка общих нормативных документов послужат сред- ством сближения требований в различных направлениях обеспечения защиты столичных объектов 2 Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023 г.) "О транспортной безопасности". 3 Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Международные стандарты и рекомендуемая практика. Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации. Авиационная безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Издание 12-е, июль 2022 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw