Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 107 ций и правонарушений, с интеграцией под их управлением действий информационно- управляющих подсистем дежурных и дис- петчерских служб объектов для их опера- тивного взаимодействия (совместно с ТК 439 "Средства автоматики и системы управления" 3 ). Безопасность зданий и сооружений Так как основой любого объекта в первую очередь являются составляющие его здания и сооружения, на создание и поддержание системы национальных стандартов в сфере их безопасности и антитеррористической защиты должно быть уделено первостепен- ное внимание. Современный объект и его здания или сооружения представляют собой сложную систему, включающую в свой состав систему конструкций, инженерные системы жизнеобеспечения реализации процессов энерго- и ресурсосбережения, поддержания комфорта и обеспечения безопасности. В ходе эксплуатации объекта эти системы находятся под внешними и внутренними воз- действиями факторов природного, техноген- ного и антропогенного характера. Системы, связанные с безопасностью здания или соору- жения, взаимодействуя с конструкциями и объемами помещений объекта, с оборудо- ванием инженерных систем, окружающей сре- дой, выполняют функции безопасности, кото- рые приводят к снижению риска причинения вреда людям, имуществу и окружающей среде. В общем виде системы объекта, связанные с безопасностью его зданий и сооружений, представлены на рис. 1. Определение приемлемого риска В связи с тем, что абсолютной безопасности не существует и после принятия всех возможных мер безопасности остаточный риск все равно имеется, снижение риска производится до определенного уровня, который называют приемлемым риском – риском, с которым мирятся и который считается обычным в дан- ное время при данных условиях. Такой риск определяется в результате итеративного про- цесса анализа опасностей и риска, общей оценки риска и снижения риска. Процесс завершается после того, как приемлемый риск будет достигнут (рис. 2). В связи с этим появляется возможность опреде- лить складывающуюся в современных условиях структуру системы стандартов систем безопас- ности и обеспечения антитеррористической защищенности зданий или сооружений объ- ектов (рис. 3). Приоритеты деятельности Подкомитета Направленность работы Подкомитета опреде- ляется Экспертным Советом при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности по согласованию с руководством Федерально- го агентства по техническому регулированию и метрологии. Планы разработки стандартов оперативно пересматриваются, исходя из решений, принимаемых Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности. Первоочередные планы Подкомитета по раз- работке в 2025 г. стандартов направлены на реализацию решений круглого стола Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности от 08.10.2024 г. на тему "О состоянии норма- тивно-правового регулирования в области промышленной безопасности опасных про- изводственных объектов…" применительно к объектам Министерства промышленности и торговли в целом. Разработки должны выполняться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении тре- бований к антитеррористической защищенно- сти объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промыш- ленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объ- ектов (территорий)". Безопасность топливно- энергетического комплекса В рабочую группу секции по безопасности Экс- пертного Совета при Комитете Совета Федера- ции по обороне и безопасности в 2024 г. поступают письма от предприятий и организа- ций топливно-энергетического комплекса (ТЭК) о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования и под- готовке стандартов в связи требованиями нового постановления Правительства РФ от 03.08.2024 г. № 1046 "Об утверждении Тре- бований обеспечения безопасности и антитер- рористической защищенности объектов топ- ливно-энергетического комплекса" (ДСП). Форма ДСП этого документа лишний раз под- тверждает, что большая часть разрабатывае- мых стандартов должна быть ограниченного распространения ГОСТ РО. Постановление правительства на новой осно- ве ставит проблему обеспечения безопасности и использования риск-ориентированных сквозных технологий инженерной укреплен- ности зданий и сооружений, мероприятий и проектных решений по защите критически важных объектов ТЭК от совершения террори- стических актов. Это требует разработки в 2025 г. комплекса стандартов антитеррори- стической защищенности объектов и инфра- структуры ТЭК. www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 Рис. 1. Системы объекта, связанные с безопасностью его зданий и сооружений Рис. 2. Достижение безопасности здания или сооружения объекта А бсолютной безопасности не существует, и после принятия всех воз- можных мер безопасности остаточный риск все равно имеется. Сниже- ние риска производится до определенного уровня, который называют приемлемым – риском, с которым мирятся и который считается обыч- ным в данное время при данных условиях. Такой риск определяется в результате итеративного процесса анализа опасностей и риска, общей оценки риска и снижения риска. 3 С использованием разработок д.т.н. профессора М.М. Любимова и к.т.н. В.И. Щербины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw