Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 109 технологического развития на период до 2030 г., в который по направлению деятель- ности ПК1 "Риск-ориентированная антитер- рористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях" ТК 208 "Антитеррористическая и охранная дельность" входят: 1. "Новые производственные технологии", в частности "Технологии новых материалов и веществ, их моделирования и разработки", используемые для создания высокоэффектив- ных решений инженерно-технической укреп- ленности объектов. 2. "Технологии снижения антропогенного воз- действия" 4 , предназначенные для обеспечения безопасности и антитеррористической защи- щенности объектов. Для выполнения работ по подбору лучших практик (технологий) и сквозных технологий безопасности и антитеррористической защи- щенности, а также стандартизации в этой сфере необходимо иметь модель угроз безопасности в виде классификационной схемы (рис. 4). С целью определения приоритетных направле- ний критических и сквозных технологий в инте- ресах технологического развития для повыше- ния общего уровня безопасности и антитерро- ристической защищенности объектов и инфра- структуры при ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критиче- ски важных объектов в запроектных ситуациях" ТК 208 "Антитеррористическая и охранная дея- тельность" формируется экспертно-аналитиче- ский совет с привлечением РАН, включающий главных конструкторов и главных технологов по соответствующим технологическим направле- ниям. Его функция – целеполагание, монито- ринг и проведение научно-технической экспер- тизы и оценки результатов в сфере исследова- ний и разработок перед включением их в пере- чень стандартов, подлежащих созданию. О роли стандартов в повышении уровня защищенности объектов Стандарты и нормативные документы дают возможность определить облик будущих систем безопасности многофункциональных промышленных комплексов, которые являют- ся сложными инженерно-техническими кла- стерами, включающими объекты промышлен- ности, транспортной инфраструктуры различ- ных видов транспорта, местом массового пре- бывания людей. Стандарты на всех этапах жизненного цикла объектов должны регла- ментировать использование лучших практик с учетом изменяемости угроз, повышения уровня рисков актов незаконного вмешатель- ства с использованием тактики "домино" и разведывательно-террористических групп, внутренних нарушителей. Результатом разработки нормативных правовых актов (НПА) и нормативных документов (НД) будет являться формирование единого взаимо- увязанного многоэшелонированного комплекса борьбы с различными видами существующих и потенциальных угроз реализации природных и техногенных деструктивных факторов, актов незаконного вмешательства5, в том числе тер- актов6, диверсий7, а также военных действий ограниченной силы на объектах и многофунк- циональных комплексах. Представляется целесообразным рассматри- вать Технический комитет по стандартизации ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" после расширения его функций за счет подкомитета ПК1 "Риск-ориентирован- ная антитеррористическая защищенность кри- тически важных объектов в запроектных ситуа- циях" как один из центров сбора информации для выработки предложений по совершенство- ванию нормативной базы в части повышения уровня защищенности объектов промышлен- ности, транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей в мирное время и в мобилизационный период. n Иллюстрации предоставлены автором. www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 Рис. 4. Классификационная схема модели угроз безопасности 4 В силу существенного изменения в настоящее время характера рисков и угроз законодатель рассматривает технологии снижения антропогенного воздействия в качестве всеобъемлющего средства противодействия не только актам незаконного вмешательства, в том числе террористическим актам, но и диверсиям, а также военным действиям ограниченной силы. 5 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. 6 Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. 7 Диверсия – совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw