Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 112 П ро сформировавшийся юридический институт транспортной безопасности уже многое сказано. Однако прежде чем перейти к основной теме статьи, все же выделим глав- ные направления этой отрасли, активно разви- вающиеся с 2007 г. Начнем по порядку важно подчеркнуть, что классифицировать основные направления каждый может по-раз- ному, ведь для сотрудников правоохранитель- ных органов транспортная безопасность видит- ся через призму предупреждения правонаруше- ний, а значит, и основные направления будут другими. Группировка основных направлений транспортной безопасности будет иной и для сотрудников надзорных органов. Мы же поста- раемся разделить эту отрасль на отдельные виды деятельности, в первую очередь – ком- мерческой. итак, выделим следующие: l оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; l разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; l подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; l сертификация технических средств обеспече- ния транспортной безопасности; l защита объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств. на последнем направлении мы остановимся и рассмотрим его более подробно, изучив, какие особенности защиты объектов транспорта существуют. Кто осуществляет защиту транспорта? Ранее объекты транспорта были под защитой, а вернее, под охраной частных охранных орга- низаций. Сейчас же они находятся в зоне дея- тельности аккредитованных подразделений транспортной безопасности. Подразделения транспортной безопасности (ПТб) – это осу- ществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредито- ванные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Об особенностях формиро- вания и жизнедеятельности аккредитованных подразделений транспортной безопасности автор уже упоминал в отдельной статье, равно как и о различии терминов "охрана" и "защита" в практикоприменительной деятельности. Чтобы не повторяться, хотелось бы тезисно отметить следующее. наше государство выстроило систе- му мер по обеспечению транспортной безопас- ности, которые каждый субъект транспортной инфраструктуры (СТи) обязан реализовать для защиты своих объектов транспортной инфра- структуры (ОТи) и транспортных средств (ТС). Одна из этих мер – создание или привлечение аккредитованного подразделения транспортной безопасности, которое осуществляет всесторон- нюю физическую защиту ОТи. К сотрудникам ПТб предъявляются достаточно высокие требо- вания, а специфика деятельности далека от шаб- лонного представления о работе охранника. Сравнивая физическую охрану и физическую защиту на объектах транспорта, стоит подчерк- нуть, что в последнее время к сотрудникам ПТб предъявляется все больше требований как в физическом плане, так и в интеллектуальном. Для того чтобы защищать объект транспортной инфраструктуры, каждому сотруднику требуется пройти теоретический курс повышения квалифи- кации, после чего пройти в одном из специали- зированных учебных центров аттестацию на зна- ние теоретической, практической и тренажерной частей. возможно, потому, что сотрудники ПТб призваны защищать человеческие жизни, требо- вания к их обучению и аттестации значительно выше, чем у частных охранников. Практика показывает, что для всесторонней защиты ОТи требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. ни одна страна мира не может себе этого позволить. Сейчас прослежи- вается тенденция защиты отдельных ОТи, позво- ляющая снизить ущерб от угроз в сфере транс- портной безопасности. Существующие угрозы в сфере работы транспорта и ОТи обуславливают актуальность изучения теоретических и практи- ческих вопросов обеспечения транспортной без- опасности, поэтому далее рассмотрим особен- ности защиты объектов транспорта подробнее. Применение специальных средств федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №16-фз "О транспортной безопасности" является осно- вополагающим законом в отрасли защиты транспорта и определяет основные векторы раз- вития. Согласно данному закону для защиты ОТи и ТС от актов незаконного вмешательства ПТб имеют право на приобретение, хранение и применение специальных средств, а также электрошоковых устройств и искровых разряд- ников отечественного производства, имеющих выходные параметры, соответствующие обяза- тельным требованиям, установленным в соот- ветствии с законодательством Рф о техническом регулировании. Данные приборы можно приме- нять для отражения нападения на работников ПТб или пассажиров и для пресечения сопро- тивления, оказываемого нарушителем. При этом на руководителей (заместителей руководите- лей) ПТб возлагается обязанность незамедли- тельно уведомить орган внутренних дел и про- курора о каждом случае ранения или смерти в результате применения электрошоковых устройств и искровых разрядников. По дей- ствующему законодательству правом использо- вания шокеров уже наделены охранники част- ных охранных предприятий, сотрудники вневе- домственной охраны, судебные приставы, работники федеральной почтовой связи, сотрудники полиции, военнослужащие Росгвар- дии и ряд других. на ПТб возложена высокая ответственность – пресечение актов незаконного вмешательства. им необходима возможность использовать электрошокеры как оружие актив- ной самообороны, а также как средство для пре- сечения актов незаконного вмешательства. Применение оружия Для защиты ОТи первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства ПТб в соот- ветствии с законодательством Рф также имеют право на приобретение, хранение и примене- ние служебного огнестрельного оружия. Для защиты ОТи первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства подразделения декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь, защиТа ОбъЕКТОв ТРанСПОРТнОй инфРаСТРуКТуРы Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности П одразделения транспортной безопасности – это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделения ведом- ственной охраны федеральных органов исполнительной власти в обла- сти транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры Рассмотрим основные направления отрасли транспортной безопасности и более подробно – деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры, а также особенности защиты транспорта, которые установлены законом и формируют прак- тическую деятельность сотрудников аккредитованных подразделений транспортной безопасности. Узнаем разницу между теоретическими и практическими аспектами установленных законом особенностей защиты транспортной инфраструктуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw