Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 114 В настоящее время на большинстве желез- нодорожных (далее – ж/д) вокзальных комплексах Российской федерации для их защиты от актов незаконного вмешательства в соответствии с действующим законодатель- ством и специальными регламентами (прави- лами) применяются технические средства обеспечения транспортной безопасности (Тб), включающие в себя специальное досмотровое оборудование. в силу архитектурных особенностей зданий ж/д вокзалов, специфики организации зон Тб, наличия на границе сектора свободного доступа 2 контрольно-пропускных пунктов (КПП) и постов с громоздким досмотровым оборудованием 3 значительно снижается их пропускная способность. в результате этого перед КПП и постами часто образуются скоп- ления людей, которые являются серьезным неудобством, несут угрозу безопасности, спо- собствуют возникновению конфликтных ситуаций, вызывают обоснованные нарека- ния граждан. вместе с тем субъекты ОТи заинтересованы в развитии ритейла и других коммерческих услуг в зданиях ж/д вокзальных комплексов, повышении их инвестиционной привлекатель- ности. Ограничение доступа и свободного перемеще- ния на территории ж/д вокзальных комплексов приводит к сокращению числа желающих их посещать. Это, в свою очередь, негативным образом сказывается на заинтересованности представителей бизнеса инвестировать в разви- тие коммерции на ОТи. нам представляется, что назрела потребность разрешения ситуации, связанной с существую- щими ограничениями Тб ОТи и желанием заинтересованных сторон развивать ритейл и другие коммерческие услуги на ж/д вокзаль- ных комплексах. Безопасность ж/д вокзальных комплексов Железнодорожные вокзальные комплексы являются объектами с массовым пребыванием людей. Они не могут существовать без надеж- ной защиты. наравне с природными и техно- генными угрозами для них актуальны как внеш- ние, так и внутренние антропогенные угрозы, в том числе акты незаконного вмешательства. большие силы и средства ежегодно тратятся в России на обеспечение Тб ОТи, поддержание безопасности на должном уровне. но, несмотря на эти меры, уязвимости ОТи все же суще- ствуют. Так, например, существует возможность неконтролируемого доступа в "чистые" зоны ж/д вокзалов на прибывающих поездах с плат- форм и станций, на которых в принципе не предусмотрен досмотр пассажиров. на некото- рых вокзалах осуществляется неконтролируе- мое пересечение потоков досмотренных и не прошедших процедуры досмотра пассажиров. из секторов свободного доступа в отдельных случаях имеется возможность попасть без досмотра в перевозочный и технологический сектора. Организация громоздких барьеров безопасности на входах в ж/д вокзальные ком- плексы не всегда означает проведение на них тщательных досмотров входящих людей. Часто операции досмотра формальны и малоэффек- тивны, например в часы пик. При существующем уровне уязвимости перево- зочного и технологического секторов ОТи к ряду мер, ограничивающих доступ в сектор свободного доступа зоны Тб ОТи, имеются вопросы в отношении их эффективности и целесообразности. По нашему мнению, необходимо усилить контроль и досмотр физических лиц при пере- ходе из сектора свободного доступа в перево- зочный и технологический сектора зоны Тб ОТи, а также провести мероприятия, направ- ленные на упорядочение потоков пассажиров, исключение слияния пассажиропотоков "чистых" зон (секторов) ОТи и сектора свобод- ного доступа. При этом целесообразно прора- ботать вопросы возможного трансформирова- ния контрольно-досмотровых пунктов на вхо- дах в ж/д вокзальные комплексы с целью повышения их пропускной способности, обес- печения свободного доступа людей в коммер- ческие зоны ОТи при соблюдении необходи- мого уровня Тб. Представляется необходимым принять органи- зационно-технические меры к усилению Тб на промежуточных платформах и станциях, а также непосредственно на самих транспортных сред- ствах – пассажирском подвижном составе. Зарубежный опыт за рубежом к организации безопасности на ОТи относятся более гибко, чем в России. в боль- шинстве стран мира субъекты ОТи неохотно идут на ограничение доступа людей на терри- торию ж/д вокзальных комплексов. Они заинтересованы в получении наибольших при- былей от ОТи, а следовательно, в привлечении на ОТи бо́ льшего количества арендаторов пло- щадей под развитие ритейла и иных коммерче- ских услуг и, соответственно, бо́ льшего количе- ства клиентов – потребителей этих услуг. Конеч- но, субъекты ОТи понимают, что развитие ритейла и других коммерческих услуг на ОТи не должно происходить в ущерб Тб, но торговля приносит прибыль, а безопасность – затраты. найти "золотую середину" – задача каждого субъекта ОТи. декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь, защиТа ОбъЕКТОв ТРанСПОРТнОй инфРаСТРуКТуРы Андрей Прозоров Директор по специальным технологиям безопасности ООО "Систематика", к. ю. н. Создание безбарьерной зоны безопасности железнодорожных вокзальных комплексов в целях развития ритейла и других коммерческих услуг В условиях нарастания террористических угроз объектам критической инфраструк- туры нашей страны, безусловно, оправданно ужесточение мер безопасности желез- нодорожных вокзальных комплексов, усиление контроля и досмотра, ограничиваю- щих свободный доступ на них. С другой стороны, собственники названных объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) 1 в значительной степени заинтересованы в раз- витии ритейла и других коммерческих услуг в зданиях вокзальных комплексов, повы- шении их инвестиционной привлекательности, привлечении бо́ льшего количества кли- ентов. Мы попытались найти баланс между существующими ограничениями и потребностью субъектов ОТИ повысить прибыль и масштабировать бизнес за счет ритейла и других коммерческих услуг на вокзалах и вокзальных комплексах. 1 Субъекты транспортной инфраструктуры. 2 Сектор свободного доступа – это часть вокзала, куда можно пройти без специальных пропусков и удостоверений личности. В этом секторе находятся помещения вокзала, технические комнаты, а также зоны для питания и отдыха пассажиров, он отделен от железнодорожных путей и не имеет прямого выхода на платформы. Проход в сектор свободного доступа осуществляется через контрольно-пропускные пункты. 3 Стационарные и (или) переносные (портативные) технические средства и системы, обеспечивающие обнаружение предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw