Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 115 в европейских странах и СШа практикуется свободный доступ на территорию павильонов ж/д вокзальных комплексов, в частности в кас- совые залы, залы ожидания, помещения камер хранения, торговые галереи, рестораны, кафе, бары и т.д. При этом с помощью специальных технических средств и систем безопасности контролируется свободное перемещение людей на прилегающей территории ж/д вок- зальных комплексов и внутри вокзалов, выхо- ды пассажиров на перрон к поездам дальнего следования и пригородным электропоездам. Реализуются также и организационные меры обеспечения Тб. Повышение эффективности Тб достигается за счет строгого разделения потоков отправляю- щихся и прибывающих пассажиров, пассажи- ров поездов пригородного и дальнего следова- ния, распределения их по разным уровням зда- ний и сооружений ж/д вокзалов. Современные многоуровневые сооружения ж/д вокзальных комплексов с большими площадя- ми павильонов и открытыми галереями имеют неоспоримое преимущество для развития ритейла, других коммерческих услуг при одно- временном соблюдении необходимых мер Тб, в сравнении с историческими зданиями вокза- лов, имеющими серьезные ограничения по пло- щадям. Новый подход к развитию организационно-технического обеспечения ТБ в настоящее время имеется потребность в новых технических решениях, кардинально меняющих устоявшиеся подходы к обеспече- нию Тб, принимающих во внимание задачи раз- вития ритейла и других коммерческих услуг на ОТи. в организационно-техническом аспекте про- цесс контроля должен становиться более уда- ленным от физических лиц. возможно, функ- ционально он должен быть разнесен по раз- ным зонам, растянут по месту и во времени. Требуются уже не просто отдельные досмотро- вые помещения, а досмотровые коридоры, ведущие в "чистые" сектора зоны Тб. необхо- димы и отдельные (изолированные) помеще- ния для локализации угроз безопасности. без- опасность в секторе свободного доступа зоны Тб должна стать невидимой для пассажиров и посетителей, умело встроенной в элементы конструкций зданий и сооружений, малые архитектурные формы, предметы вещной обстановки. инвестиции в новые технологии контроля (досмотра) должны обязательно учитывать существующие ограничения помещений вокза- лов по площадям и предусматривать оптимиза- цию регламентов контроля с целью повышения комфорта людей, обеспечения высокой про- пускной способности досмотровых коридоров. Желательно, чтобы досмотровые коридоры были основаны на комбинации высокоэффек- тивных технологий безопасности, например сочетали в себе: l радиационный мониторинг (обнаружение источников гамма- и нейтронного излучения у физических лиц, в носимых вещах, багаже); l радиочастотное сканирование (оперативное выявление скрытых на теле и (или) в одежде человека огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.д.); l металлодетекцию (обнаружение скрытых металлических предметов повышенной опас- ности); l спектрометрию ионной подвижности (обнаружение и распознавание взрывча- тых, наркотических, отравляющих веществ, аХОв 4 в сверхмалых концентрациях (сле- дах); l рамановскую спектрометрию (выявление и распознавание опасных химических и био- логических агентов, взрывчатых веществ) и т.д. необходимо стремиться к тому, чтобы обеспе- чить возможность прохода досмотрового кори- дора людьми в верхней одежде с носимыми вещами. на основе разработки специальных мероприя- тий и подходов к снижению риска причинения вреда до уровня его приемлемого значения и поддержания этого уровня в течение периода эксплуатации ОТи, а также на основе анализа функционала инновационных средств (систем) безопасности возможно разработать оптималь- ные решения, которые повысят пропускную способность объектов, обеспечат максималь- ный комфорт для пассажиров, повысят коммер- ческую привлекательность ж/д вокзальных комплексов при соблюдении необходимых тре- бований Тб ОТи. Применение в составе Тб ОТи инновационных досмотровых средств и систем не противоречит требованиям п. 7 ст. 12.2 федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-фз "О транспортной безопасности". их внедрение будет способство- вать объективизации результатов контрольно- досмотровых операций, позволит избавиться от формального подхода к досмотру, минимизи- ровать или в принципе исключить человеческий фактор. Влияние объемно-планировочных решений на безопасность Обеспечить комплексную защиту объекта толь- ко лишь за счет использования специальных технических средств безопасности невозможно. Для этого необходимо задействовать все воз- можные средства и методы. Объемно-планировочные решения ОТи являются первоосновой, изначально противодействующей криминальным проявлениям и актам незаконно- го вмешательства в их функционирование. Они должны глубоко прорабатываться на этапе про- ектирования и в обязательном порядке учитывать требования Тб. Кроме этого, они должны учиты- вать наиболее оптимальные (с точки зрения обеспечения безопасности) характеристики про- ектируемых объектов: форму участка террито- рии, геометрию границ участка ОТи, объемно- планировочные параметры, компоновку и лока- лизацию входных групп, функциональное зони- рование с различными уровнями доступа пасса- жиров и посетителей ОТи, пешеходный комму- никационный каркас, внешний антикриминаль- ный облик зданий (сооружений). При делении пространства ж/д вокзальных комплексов на сектора зоны Тб с различным уровнем доступа, находящиеся под общим контролем и соответствующей защитой, наибо- лее чувствительные к криминальным проявле- ниям сектора зоны Тб и критические элементы инфраструктуры ОТи требуют особых мер без- опасности. задача фокусируется на том, чтобы предупредить незаконное вмешательство в дея- тельность ОТи, подавить психоволевую устой- чивость злоумышленников, расстроить их пре- ступные замыслы, в том числе за счет специфи- ческого влияния объемно-планировочных эле- ментов объектов. Распоряжение ОаО "РЖД" № 1945р от 22.09.2016 г. "Об утверждении Единых требо- ваний к формированию транспортно-переса- дочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОаО РЖД" и ГОСТ 33942–2016 "услуги на железнодорож- ном транспорте. Термины и определения" закладывают существенные возможности раз- вития функционала ж/д вокзальных комплек- сов и потенциала их использования пассажира- ми и другими клиентскими группами. Следует особо отметить в названном выше документе выделение в перечне функций ОТи такой характеристики, как "индивидуаль- ность", – это уникальный подход к развитию объектов, обладающих инвестиционным потен- циалом, архитектурными, градостроительными и технологическими возможностями. Глубокая проработка объемно-планировочных решений помогает повысить скорость переме- щения разных категорий людей на ОТи, ком- форт их времяпрепровождения, минимизиро- вать количество конфликтных пересечений потоков и, как следствие, увеличить вмести- www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь, защиТа ОбъЕКТОв ТРанСПОРТнОй инфРаСТРуКТуРы С овременные многоуровневые сооружения ж/д вокзальных комплек- сов с большими площадями павильонов и открытыми галереями имеют неоспоримое преимущество для развития ритейла, других коммерче- ских услуг при одновременном соблюдении необходимых мер ТБ, в сравнении с историческими зданиями вокзалов, имеющими серьезные ограничения по площадям. О беспечить комплексную защиту объекта только лишь за счет исполь- зования специальных технических средств безопасности невозможно. Для этого необходимо задействовать все возможные средства и методы. 4 Аварийно химически опасные вещества.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw