Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 119 более того, рассмотрение результатов оценки уязвимости и ПОТб считается государственными услугами, оказываемыми Росжелдором, Роса- виацией, Росморречфлотом и Росавтодором соответственно. Срок оказания каждой услуги составляет 30 дней, что входит в вышеупомяну- тый 3-месячный срок разработки необходимой технической и организационно-распорядитель- ной документации. непростым является и срок реализации ПОТб (один или два года, в зависимости от присвоен- ной категории), ведь сама реализация подра- зумевает: l оснащение объекта транспорта инженерно- техническими средствами; l привлечение или формирование собственно- го подразделения, осуществляющего физиче- скую защиту объекта; l проведение многих других мероприятий, для реализации которых требуется финансирова- ние и проведение соответствующих процедур. Следствием данной коллизии являются не только административные штрафы на перевозчиков из- за несоблюдения установленных сроков испол- нения закона, но и существенное снижение каче- ства подготовки данной документации, которая является основой для дальнейших этапов обес- печения безопасности транспортного объекта. Политика государства в области обеспечения транспортной безопасности должна, с одной стороны, достигать конкретных целей и задач обеспечения транспортной безопасности, а с другой стороны, перераспределять и миними- зировать ущерб, снижать тяжесть последствий, не только экономических и технологических, но и других возможных последствий. задача госу- дарства здесь – формировать и проводить политику, направленную на нейтрализацию рис- ков в транспортной отрасли, в том числе рисков, исходящих от международных террористиче- ских организаций. Государственная политика в области обеспечения транспортной безопас- ности посредством перераспределения ресурсов в отрасли должна способствовать балансу групп интересов в транспортной отрасли [5]. Аттестация Требует отдельного внимания вопрос гармони- зации законодательства в сфере аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и тру- дового законодательства. базовые положения законодательства, на кото- рых основывается процесс подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, рег- ламентированы ч. 1 ст. 12.1 федерального закона фз-16 "О транспортной безопасности" и ст. 85.1 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской федерации". в настоящее время подготовка специалистов в данной области осуществляется только по дополнительным профессиональным програм- мам повышения квалификации. в соответствии с положениями фз "Об образовании в Рф" повышение квалификации предполагает нали- чие такой квалификации. наличие квалифика- ции и квалификационные требования опреде- ляются Единым квалификационным справочни- ком. на сегодняшний день в данном документе отсутствует раздел по квалификационным тре- бованиям ко всем категориям сил ОТб. из этого следует, что на деле осуществляется повышение квалификации профессий и должностей сил ОТб, которых нет! Слушателями дополнительных профессиональ- ных программ могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. на практике в составе сил ОТб большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование, и это не только водители, но и работники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспорт- ной инфраструктуры. в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 федерального закона фз-16 "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обес- печением транспортной безопасности, не впра- ве выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным федеральным зако- ном, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. важно также подчеркнуть то, что, согласно тре- бованиям об аккредитации подразделений транспортной безопасности, в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного про- хождения физическими лицами процедуры аттестации. Данный фактор приводит к необхо- димости для работодателя принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют дальнейшие гарантии прохождения аттестации данным лицом. Проводя аналогию с частной охранной деятельностью, лицо может самостоя- тельно получить необходимую квалификацию частного охранника и сразу трудоустроиться без каких-либо рисков для себя и работодателя. на практике получается так, что человек уже работает на транспортном предприятии на основании ученического договора, по факту выполняет работу по обеспечению транспорт- ной безопасности, но под видом ученика-ста- жера (это занимает около двух-трех месяцев). в связи с пересечением сфер правопримени- тельной деятельности также важно обратить внимание и гармонизировать федеральные законы: l от 09.02.2007 г. № 16-фз "О транспортной безопасности"; l от 14.04.1999 г. № 77-фз "О ведомственной охране"; l от 11.03.1992 г. № 2487-I "О частной детек- тивной и охранной деятельности в Россий- ской федерации". Выявление запрещенных предметов и веществ Приказом Министерства транспорта Рф от 23.07.2015 г. № 227 утверждены Правила про- ведения досмотровых мероприятий, которые установили перечни предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемеще- нию на объектах транспорта. условия и ограничения для провоза данных типов оружия устанавливает постановление Правительства Рф от 21.07.1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота граждан- ского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской федерации". При выполнении установленных ограничений ору- жие все-таки может быть допущено к провозу вместе с его владельцем, если запретов не уста- новлено иными нормативными актами. Особого внимания заслуживают входящие в один из перечней механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими вещества- ми. здесь нередко возникают коллизии с точки зрения практикоприменения, ведь в категорию механических распылителей могут также вхо- дить медицинские препараты, так часто приме- няемые и перевозимые пассажирами! Один из перечней приказа Минтранса России содержит: l предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты; l предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты; www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь, защиТа ОбъЕКТОв ТРанСПОРТнОй инфРаСТРуКТуРы Совещание Министерства транспорта РФ по вопросам транспортной безопасности https://atb-tsa.ru Нормативные документы по транспортной безопасности http://ctb-kzn.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw