Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 120 l предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты; l предметы, содержащие взрывчатые вещества; l изделия, конструктивно сходные с оружием. Однако проведение мероприятий по обнаруже- нию, распознаванию, идентификации боль- шинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта! Как применять требования закона по выявле- нию веществ, входящих в данный перечень, нет ответа ни у одного транспортного предприятия страны, а остановить перевозочный процесс в угоду неукоснительному исполнению законо- дательства также видится не самым целесооб- разным решением. Воспрепятствование или принятие мер в соответствии с требованиями постановлений Правительства Рф, устанавливающих требования по обеспечению антитеррористической защи- щенности по видам транспорта, СТи обязан вос- препятствовать проникновению в зону транспорт- ной безопасности объекта транспорта (станция, вокзал и пр.) нарушителя, пытающегося совер- шить акт незаконного вмешательства (анв), в том числе подготовленного нарушителя. необходимо отметить, что данная норма зако- нодательства требует от СТи именно воспрепят- ствовать, а не принять меры к воспрепятствова- нию проникновения подготовленного наруши- теля. При этом конкретных требований и реко- мендаций к средствам или методам защиты от проникновения подготовленного нарушителя ни одним нормативно-правовым актом не уста- новлено. на деле возникают интересные прецеденты. Перевозчик выполняет целый комплекс меро- приятий по обеспечению безопасности своего объекта: устанавливает системы видеонаблю- дения, охранной сигнализации и пр., строи- тельные (инженерные) заграждения, нанимает или формирует собственное подразделение охраны. начинается проверка всех систем безопасности. нарушитель перелезает через забор, задевая луч охранной сигнализации, благодаря системе видеонаблюдения к месту проникновения немедленно прибывает группа быстрого реаги- рования и задерживает нарушителя для его дальнейшей передачи правоохранительным органам. Казалось бы, огромный дорогостоя- щий комплекс мер сработал и показал свою эффективность! Однако факт проникновения подготовленного нарушителя на объект будет рассматриваться проверяющими (надзирающи- ми) органами как нарушение требований феде- рального законодательства, а перевозчик будет обязан выплатить административный штраф, так как нарушитель все же перелез через тот злополучный забор! Выборочный досмотр пассажиров Согласно п. 155 приказа Минтранса Рф от 23.07.2015 г. № 227 на станциях метрополите- на обследование объектов досмотра, переме- щаемых в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности и (или) в перево- зочный сектор зоны транспортной безопасности с целью осуществления их перевозки, прово- дится выборочно. на практике данное положение приводит к его неоднозначному толкованию как работниками досмотра, так и самими пассажирами. непонят- но, как определить и обосновать критерии выборочности и сделать данные критерии объ- ективными для всех сотрудников досмотра. не стоит забывать, что из всех видов транспорта больших мегаполисов метрополитен является не только самым удобным и экономичным спо- собом передвижения, но и наиболее привлека- тельной целью для террористических атак. На пути к решению проблем на практике всегда будут возникать проблемы и ситуации, правовое разрешение которых при- ведет лишь к возникновению новых законода- тельных пробелов или коллизий. Спорить о негативных или положительных факторах этого явления просто бессмысленно. Современная обстановка в мире показывает, что проблемы борьбы с терроризмом на объ- ектах транспорта требуют компетентного рас- смотрения на высшем уровне. Терроризм давно перерос рамки национальных границ и превра- тился в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. увеличение коли- чества террористических актов, ведущих к мас- совым жертвам, рост циничности и жестокости их исполнения обязывает проанализировать причины столь масштабного терроризма и дик- тует необходимость принятия эффективных мер по координации действий правоохранительных органов и спецслужб [6]. исходя из анализа проблематики, возможны следующие пути решения: 1. уделить внимание гармонизации законода- тельства о транспортной безопасности со смеж- ными юридическими институтами. 2. установить сроки реализации этапов обес- печения транспортной безопасности объекта транспорта или транспортного средства, пред- усматривающие вопросы оснащения инженер- но-техническими средствами и пр. 3. уделить внимание гармонизации законода- тельства в сфере аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и трудового зако- нодательства. 4. Конкретизировать перечни предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к пере- мещению, для каждого вида транспорта, с учетом объема пассажирских перевозок, технических и технологических особенностей типа транспорта. 5. в целях выработки государственной полити- ки рассмотреть вопрос создания единой струк- туры управления транспортной безопасностью, интегрирующей интересы всех участников про- цесса с привлечением отраслевого, научного и экспертного сообщества. Список литературы 1. борискова и.в. Юридические коллизии // Территория науки. 2014. № 3. С. 91–93. 2. Матузов н.и. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения // Правоведение. СПб. изд-во СПбГу. 2000. № 5. С. 225–244. 3. Тихомиров Ю.а. Юридическая коллизия: власть и порядок // Государство и право. 1994. № 1. С. 3–11. 4. Милинчук Д.С. Коллизии как одна из причин препятствий для создания единообразного при- менения норм права в России // вестник ниже- городского университета им. Лобачевского. 2018. № 3. С. 133–139. 5. Тимченко а.в. институционализация госу- дарственной политики обеспечения транспорт- ной безопасности как форма интеграции систе- мы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136. 6. Камбаров а.М. некоторые проблемы борьбы с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта // вестник Московского универси- тета МвД России. 2009. № 10. С. 102–106. n Иллюстрации предоставлены автором. декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь, защиТа ОбъЕКТОв ТРанСПОРТнОй инфРаСТРуКТуРы Проведение досмотровых мероприятий в Московском метрополитене https://rg.ru/2019/ Проведение лабораторных испытаний https://new-science.ru/ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw