Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 49 Ц ель проекта федерального закона о запрете использования западного ПО субъектами КИИ – обеспечить технологическую независи- мость и безопасность субъектов КИИ Россий- ской Федерации в условиях санкций. Разуме- ется, переход на импортонезависимые решения необходим, в том числе на импортозамещаю- щие платформы корпоративных коммуникаций. Публичные мессенджеры и системы конфе- ренцсвязи не подходят бизнесу, поскольку не могут защитить корпоративную информацию от передачи лицам, которым она не предназначе- на. Для субъектов КИИ это особенно критично. Какой бы ответственной ни была компания, через незащищенный инструмент коммуника- ции чувствительная информация рано или поздно может утечь. Единственный способ не допустить этого – полностью отказаться от пуб- личных, а тем более западных, средств комму- никаций. Сделать это надо как можно быстрее. Однако ряд представителей отечественной эко- номики считают, что сроки исполнения нового закона должны быть перенесены как минимум на два года. С просьбой пересмотреть этот момент к Минцифры РФ обратилась Ассоциа- ция крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования. И эта позиция тоже понятна. Вопрос качества отечественного продукта стоит остро. В жесткие сроки создать сверхкачествен- ный продукт практически нереально. Разработ- ка занимает годы, это понимают все участники рынка и идут путем импортозамещения с той скоростью, какая возможна. Исполнить все тре- бования регуляторов быстрее, чем это техноло- гически допустимо, – значит исполнить их толь- ко формально. Готовы ли субъекты КИИ к импортозамещению коммуникационных платформ? Коммуникационная платформа – это база, на которой строятся корпоративные внутренние и внешние коммуникации, все бизнес-процес- сы компании. Любой законопроект, который так или иначе касается регулирования рынка ПО в России, отражается на работе отечественных разработчиков коммуникационных платформ. Ситуация с переходом субъектов КИИ на импортозамещенные платформы корпоратив- ных коммуникаций выглядит оптимистично. Этот процесс начался несколько лет назад и продолжается успешно, хотя и с некоторой инертностью. По нашей оценке, около полови- ны компаний, обладающих КИИ, уже разверну- ли защищенные корпоративные коммуникации в качестве пилотов, а некоторые ввели в про- мышленную эксплуатацию и в полном объеме используют безопасные каналы передачи информации. Что касается уровня развития российских ком- муникационных платформ, то они уже сейчас могут закрыть все потребности компаний любо- го масштаба и профиля деятельности, в том числе субъектов КИИ, тем более что особой специфики корпоративных коммуникаций у таких заказчиков нет. Как быстрее перевести субъект КИИ на российскую коммуникационную платформу? Предприятия применяют метод кнута и пряника для воздействия на сотрудников, которые про- должают пользоваться небезопасными сред- ствами коммуникаций в корпоративных целях. С одной стороны, они блокируют доступ в западные мессенджеры. "Пряник" в этом про- цессе более эффективен. Когда пользователю дают действительно удобный инструмент для перехода с западных решений на отечествен- ные, он вряд ли будет саботировать процесс. Например, любому специалисту легче перейти на новую корпоративную коммуникационную платформу, когда ему не приходится заново разбираться в интерфейсе, вникать в новую логику для управления софтом. Крупные внедрения отечественных корпоратив- ных коммуникационных платформ есть и в дру- гих секторах отечественной экономики – в энергетике, телекоме, банковской сфере. Чем вендоры могут помочь субъектам КИИ при переходе на российские продукты? При выборе решения заказчики ориентируются на дорожную карту (роадмап) продукта. Поэто- му основное, чем вендор может поддержать клиента, – это строго соблюдать обязательства по разработке. Если заказчик доверяет вендору и считает его роадмап честным с точки зрения сроков, он может пойти на уступки по срокам выхода нужной ему функциональности или обновления. Если же вендор меняет свой роад- мап и это не соответствует ожиданиям заказчика, нарушается доверие и к вендору, и к продукту. Ответственный разработчик постоянно дораба- тывает свою платформу и готов включить в планы доработок пожелания заказчика. Один из показателей зрелого продукта – разви- тая техподдержка, от качества которой напря- мую зависят качество и работоспособность софта. Грамотная организация техподдержки работает на установление доверительного и долгосрочного сотрудничества между сторо- нами проекта импортозамещения. Надо отметить, что взаимодействие заказчика и разработчика будет тем эффективнее, чем быстрее на отечественном ИТ-рынке решится кад- ровый вопрос. Имея квалифицированные отече- ственные кадры в достаточном объеме, любой вендор может выполнить больше интеграций, реализовывать больше пожеланий заказчиков, ему проще соблюдать роадмап. Кадровый потен- циал в России есть, и его надо воспитывать, беречь, приумножать, обучать работе с импорто- замещающими решениями. Когда кадровый рынок ИТ будет насыщен, рост конкуренции на нем приведет к росту качества ИТ-специалистов. Можно ли рассчитывать на продление сроков импортозамещения в субъектах КИИ? Проблема импортозамещения в объектах КИИ стоит острее, чем в других организациях. Объ- ект КИИ – самая чувствительная часть пред- приятия, от которой зависит бизнес-процесс не только субъекта КИИ, но и остальных компаний отрасли. Регуляторы не без оснований рассчи- тывают, что, когда субъекты КИИ смогут пол- ностью перейти на импортонезависимые про- дукты, остальные компании тоже быстрее под- тянутся до заданного уровня. Однако ни у кого, включая регуляторов, нет иллюзий насчет сложности процесса импортоза- мещения – все понимают, что он не может завер- шиться быстро. Сроки перехода на отечествен- ные продукты неоднократно сдвигались. Можно прогнозировать, что это произойдет в очередной раз и у субъектов КИИ будет достаточно времени для качественного внедрения отечественных корпоративных инструментов. n www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Сергей Артемов Директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Как объекты КИИ переходят на отечественное ПО в сфере корпоративных коммуникаций Госдума готовит законопроект, который обяжет субъекты критической информацион- ной инфраструктуры (КИИ) РФ использовать только российское программное обес- печение (ПО). Новый закон может вступить в силу с 1 марта 2025 г. Корпоративные коммуникационные платформы уже сегодня готовы закрыть все потребности отече- ственных компаний, однако качественные импортозамещающие проекты требуют обстоятельного подхода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw