Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
Д анная статья затрагивает вопросы содержа- ния методик проведения испытания КТСП. Почему этот вопрос так важен? Да потому, что в зависимости от методики испытаний можно получить совершенно противоположные резуль- таты для одного и того же оборудования. Сплошь и рядом мы наблюдаем ситуацию, когда заказчик уверен, что исполнитель не выполнил требования ТЗ, а исполнитель утверждает, что все требования выполнены, и даже с лихвой. Единственным аргументом в этом споре являет- ся правильно и корректно составленные про- грамма и методика испытаний. Общие принципы проведения испытаний Данные принципы проведения испытаний верны для любых типов испытаний, не являются исключением и испытания КТСП БВС. 1. Испытания должны проводиться в повто- ряемых условиях. Для этого необходимо иметь полигон. Идеаль- ным местом для полигонных испытаний являет- ся летное поле небольшого аэродрома (оно имеет достаточную длину и ровную поверх- ность). Для таких испытаний подойдет и обык- новенное ровное поле. 2. Испытания проводятся при нормальных погодных условиях (по возможности). Наличие водяных паров в воздухе может сильно влиять на поглощение радиоволн в диапазоне СВЧ. Если по определенным причинам невоз- можно провести испытания в нормальных усло- виях, то уровень атмосферных осадков необхо- димо зафиксировать в протоколе испытаний. 3. Должна обеспечиваться повторяемость измерений. Это требование подразумевает, что БВС, исполь- зуемые для тестирования, должны быть идентич- ными (в качестве тестовых БВС должны применять- ся однотипные аппараты с идентичной прошивкой программного обеспечения), иначе невозможно провести сравнительные испытания различных КТСП. Однако развитие БВС происходит стреми- тельно, поэтому при проведении испытаний целе- сообразно использовать и наиболее стойкие в дан- ный момент к РЭП БВС (их необходимо добавлять к ранее испытанным типовым БВС). Примечание. В настоящее время из находящих- ся в свободном доступе БВС с повышенной стойкостью к РЭП являются БВС типа Autel EVO Max 4T, "Патриот К40-ТЛ", БВС DJI Mavic 3 c прошивками семейства 1001, FPV-дроны с дублированием частоты передачи видеосиг- нала и управления типа "Пиранья-13". В любом случае в протоколе фиксируется тип БВС и его основные ТТХ. Дополнительные требования выдвигаются и к уровню электромагнитных наводок и шумов на местности. В идеальном случае среднеквадратичный уровень шумов не дол- жен превышать 1 мкВ, допустимый уровень шумов – 10 мкВ, уровень шума с большим значением должен фиксироваться в прото- коле и учитываться при оценке результатов испытаний. Примечание. Методику измерения электромагнитного шума можно взять из ГОСТ 30805.16.2.2–2013 "Методы измерения параметров радиопомех и помехоустойчивости. Измерение мощности радиопомех". 4. Испытания должны проводиться по еди- ной методике измерений (для каждого типа КТСП, при условии, что их функционал и состав близок между собой). Необходимость выполнения данного требова- ния очевидна. Типы комплексов технических средств противодействия КТСП БВС бывают носимыми, мобильными и стационарными. В отдельный класс стоит выделить быстроразворачиваемые КТСП, они, как правило, относятся к классу носимых или мобильных. При одинаковом назначении этих КТСП состав оборудования, используемые тех- нические решения и возможности подавления БВС у них различны. А это значит, что пробле- матично провести их тестирование по одной и той же методике, хотя принципы и общие подходы тестирования будут одинаковы. Антидроновые ружья Антидроновые ружья (см. рис. 1 сверху), оснаще- ны антенной с узкой диаграммой направленно- сти, поэтому от того, насколько точно антидроно- вое ружье направлено на БВС, будет зависеть дис- декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 60 Алексей Михайлов Научный сотрудник ОРИРиПО ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии С плошь и рядом мы наблюдаем ситуацию, когда заказчик уверен, что исполнитель не выполнил требования ТЗ, а исполнитель утверждает, что все требования выполнены, и даже с лихвой. Единственным аргу- ментом в этом споре является правильно и корректно составленные программа и методика испытаний. Термины и сокращения АКБ – аккумуляторная батарея. БВС – беспилотное воздушное судно. ГНС – глобальные навигационные системы. КТСП – комплекс технических средств противодействия. ПМ – программа и методика испытаний. РЛС – радиолокационная станция. РТР – радиотехническая разведка. РЭП – радиоэлектронное противодействие. ТТХ – тактико-технические характеристики. ТЗ – техническое задание. FPV-дрон (FPV – First Person View, вид от первого лица) – БВС, которые передают видеоматериал о полете в реальном времени на устройство наблюдения пилота. ФАР – фазированная антенная решетка. ЭПР – эффективная площадь рассеяния. О некоторых вопросах организации полигонных испытаний комплексов технических средств противодействия БВС В статье приводятся методики испытаний комплексов противодействия БВС и рассмат- риваются проблемные вопросы, возникающие при проведении данных испытаний.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw