Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
танция его подавления. Для нивелирования оши- бок прицеливания необходимо использовать штатив и до начала проведения испытаний напра- вить его в направление прилета БВС (на испыта- ниях мы знаем, откуда прилетит БВС). Для целей точного позиционирования антидронового ружья используют компас, оптические приборы (иногда такой оптический прицел стоит уже на самом ружье), но чаще для этого используют взлет БВС около ясно видимого ориентира (столба освеще- ния, мачты, одиноко стоящего дерева и т.д.). Кроме проведения натурных испытаний анти- дронового ружья с целью определения дистан- ции подавления БВС, необходимо провести и ряд простейших лабораторных испытаний. Необходимо определить время работы антидро- нового ружья от АКБ: если время работы от АКБ меньше времени работы АКБ дрона, то исполь- зование такого ружья неэффективно. Дрон- нарушитель может быть заминирован, поэтому подходить к нему и брать его в руки опасно, зна- чит необходимо осуществлять его подавление с дистанции, но если АКБ антидронового ружья разрядилась, а АКБ дрона нет, то дрон взлетит и продолжит атаку. Время работы антидронового ружья от АКБ должно быть не менее 45 мин. При разряде АКБ антидронового ружья падает питающее напряжение, что приводит к падению мощности генератора, поэтому необходимо оценить эффективность подавления БВС и при разряде АКБ (при граничных рабочих значе- ниях питающего напряжения). Наконец, часто разработчики экономят на пло- щади радиаторов выходных транзисторов гене- ратора антидронового ружья, поэтому необхо- димо проверить возможность непрерывной работы антидронового ружья в течение длительного времени (не меньше 10 мин.) при температуре окружающего воздуха +35 °С, +40 °С (возможно, для этого потре- буется камера тепла и холода). Мобильные комплексы Мобильный комплекс КТСП (см. рис. 1 по цент- ру), интересен тем, что некоторые исполнения такого КТСП позволяют производить подавле- ние БВС при перемещении КТСП. Эффектив- ность подавления БВС в движении падает, поэтому эту функцию (если она присутствует) надо проверить. Быстроразворачиваемые комплексы Быстроразворачиваемые комплексы необходи- мо проверять на скорость приведения их в рабочее состояние и удобство развертывания, а также на оперативность свертывания КТСП. Стационарные комплексы Стационарные комплексы КТСП (см. рис. 1 внизу), имеют в своем составе различное оборудование. В него могут входить ком- плексы РТР, РЭП, РЛС, тепловизионного и телевизионного оборудования регистрации и сопровождения БВС, комплексы акустиче- ской пеленгации, средств активного воздей- ствия на БВС. Стационарные комплексы предполагают защиту от средних и крупных БВС, которые характери- зуются высотой полета до пяти-шести километ- ров, поэтому при тестирования таких комплек- сов обязательно осуществлять проверку эффек- тивности средств РТР и РЭП и РЛС на больших высотах полета. Чтобы не перегружать статью, остановимся пока только на испытаниях РЛС. Испытания радиолокационных систем РЛС бывают по принципу работы доплеров- ские и иные, по принципу сканирования – сек- торные, с механическим сканированием про- странства, и отдельно стоит остановиться на РЛС с ФАР. Доплеровские РЛС не позволяют осуществлять обнаружение зависших БВС и с трудом обнару- живают медленно двигающиеся БВС. Секторные РЛС имеют ограниченный угол обзора как по азимуту, так и по вертикали. Поэтому они требуют установку нескольких антенных полотен; при проведении испытаний необходимо проверить реальные углы обзора таких РЛС и, конечно, учитывать эти характе- ристики при создании КТСП. При этом нужно стремиться исключить не просматриваемые РЛС зоны (или стремиться их снизить). Типо- вой прием атакующего БВС заключается в попытке зайти в "мертвую воронку" РЛС при атаке с зенитного направления. РЛС с механическим сканированием имеют ограниченную скорость обновления информа- ции о траектории полета БВС, которая опреде- ляется количеством оборотов антенны РЛС за минуту. При недостаточном количестве оборо- тов возможны проблемы с "завязкой" траекто- рии полета БВС, возникающие в результате срыва режима сопровождения цели РЛС. Поэтому в проверку таких РЛС всегда надо включать режим обнаружения БВС при макси- мальной скорости полета. РЛС с ФАР характеризуется также ограниченны- ми углами сканирования как по углу места, так и по азимуту, поэтому их обязательно надо про- верять на реальные углы обнаружения БВС. Низковысотный полет БВС наиболее сложен для его обнаружения РЛС из-за переотражения радиосигнала от подстилающей поверхности и www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 61 Рис. 2. Типовая диаграмма направленности антенны РЛС [5] Рис. 1. Типы КТСП: антитдроновое ружье (сверху) [2], мобильный комплекс (по центру) [3], стационарный (внизу) [4] В отдельный класс стоит выделить быстроразворачиваемые КТСП, они, как правило, относятся к классу носимых или мобильных. При оди- наковом назначении этих КТСП состав оборудования, используемые технические решения и возможности подавления БВС у них различны. А это значит, что проблематично провести их тестирование по одной и той же методике, хотя принципы и общие подходы тестирования будут одинаковы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw