Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
высокостоящих зданий. Дистанция обнаруже- ния БВС может быть в разы меньше, чем в "свободном пространстве". Неидеальна и диаграмма направленности РЛС. Типовая диа- грамма направленности антенны РЛС пред- ставлена на рис. 2. Обратите внимание, насколько она "изрезана", и по ней видно, что дальность обнаружения низколетящей цели вдвое меньше, чем на средних высотах (см. точку А и точку Б на рис. 2). Поэтому осо- бенно тщательно надо проводить испытания РЛС по дальности обнаружения низколетящих целей с малой ЭПР (порядка 0,01 кв. м). При калибровке РЛС перед началом испытаний проследите, чтобы комплекс РЭП был отключен (в режим подавления он должен включаться только после обнаружения БВС). Дело в том, что обычно при калибровке с целью снижения отметок от ложных целей, РЛС оце- нивает уровень шума на местности и выставляет порог срабатывания (уровень принятого сигна- ла от цели) выше уровня шума на местности. Работающий РЭП на порядок увеличивает уро- вень шума, и при этом происходит загрубление чувствительности РЛС. Стандартная методика проверки дальности подавления КТСП Стандартная методика проверки дальности подавления КТСП представлена на рис. 3. При проведении испытаний БВС осуществляет взлет, набирает заданную высоту (в это время включает КТСП на обнаружение и/или подав- ление БВС), далее БВС осуществляет полет в направлении КТСП. В момент подавления каналов ГНС, передачи видеоизображения с БВС, каналов управления необходимо зафик- сировать их дистанцию подавления. Примечание. Чаще всего дистанции подавления этих каналов различны. Обычно первым про- исходит подавление каналов ГНС (так как уро- вень сигнала от спутников ГНС незначителен). Подавление каналов передачи видеоизображе- ния, навигации и управления БВС происходит при определенном соотношении "сигнал/шум", поэтому нам необходимо знать дистанцию как от пульта управления БВС до точки подавления, так и дистанцию от точки подавления до КТСП. Допустим, в результате первого испытания КТСП № 1 мы получили расстояние от точки подавления БВС до КТСП № 1 в 600 м и рас- стояние от пульта управления БВС до точки подавления БВС в 300 м. А в результате второго испытания КТСП № 2 мы получили расстояние от точки подавления БВС до КТСП № 2 в 6 км и расстояние от пульта управления БВС до точки подавления БВС в 3 км. Кажется, что КТСП № 2 имеет лучшие характе- ристики, поскольку показал результат по дис- танции подавления в 10 раз больше, чем КТСП № 1. На самом деле эти КТСП равнозначны между собой, поскольку соотношение в рас- стояниях (L2/L1) не изменилось. Часто различные КТСП испытываются на раз- ных полигонах, многие полигоны имеют ограничение по максимальной дальности запуска БВС. Как сравнивать между собой эти результаты? Результаты этих испытаний можно сравнить между собой, учитывая тот факт, что интен- сивность убывания напряженности поля радиосигнала обратно пропорционально квадрату расстояния, об этом говорит фор- мула Введенского, которая связывает напря- женность поля радиосигнала с расстоянием: (Е поля радиосигнала ~ 1/r 2 ). Рассмотрим этот случай на примерах. Полученные данные на полигоне № 1 Исходные данные: 1. Длина полигона – 3 000 м. 2. Дистанция между пультом управления БВС и самим БВС, при которой произошло подавле- ние, – 500 м. 3. Тогда дистанция между БВС и КТСП – 2 500 м. При этом соотношения напряженностей полей (в относительных единицах) будут обратно про- порциональны квадрату расстояний: Е пульта управления /E помехи КТСП = (2 500) 2 /(500) 2 = 6 250 000/250 000 = 25. Полученные данные на полигоне № 2 Исходные данные: 1. Длина полигона – 1 500 м. 2. Дистанция между пультом управления БВС и самим БВС, при которой произошло подавле- ние – 500 м. 3. Тогда дистанция между БВС и КТСП – 1 000 м. Е пульта управления /E помехи антидронового ружья = (1 000) 2 /(500) 2 = 360 000/160 000 = 4. Подавление на полигоне № 2 произошло при соотношении "сигнал/шум" = 4, а на полигоне № 1 – при соотношении "сигнал/шум" = 25. Отношение этих величин 25/4 = 6,25. Таким образом, можно сделать вывод, что КТСП, испытанный на полигоне № 1, эффектив- ней, чем КТСП, испытанный на полигоне № 2, поскольку он смог подавить управление БВС при большой мощности радиосигнала, прихо- дящего на пульт управления. Методики испытаний БВС квадрокоптерного/ мультироторного и самолетного типов Испытания БВС квадрокоптерного/мультиро- торного (далее БВС квадрокоптерного типа) отличаются друг от друга. Испытания необходимо проводить для опреде- ления предельных дистанций обнаружения БВС и дистанции их подавления. Обычно эти испытания совмещают, но резуль- таты испытаний нужно обязательно фиксиро- вать как для случая обнаружения, так и для слу- чая подавления БВС. Эти дистанции кардиналь- но отличаются друг от друга. БВС квадрокоптерного типа могут зависать и двигаться с малой скоростью, поэтому сначала надо проверить возможность КТСП, зафиксировать зависший квадрокоптер на максимальной дистанции и минимальной высоте. Регистрация зависшего квадрокоптера Квадрокоптер поднимается на высоту 10 м и зависает на данной высоте на 10 с. Если КТСП не смог зафиксировать зависший БВС, высота увеличивается на 10 м (наиболее сложной задачей для КТСП является задача декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 62 Рис. 3. Схема проведения испытаний по определению дальности подавления БВС. L1 – расстояние от пульта управления БВС до точки подавления БВС, L2 – расстояние от точки подавления БВС до КТСП С тационарные комплексы предполагают защиту от средних и круп- ных БВС, которые характеризуются высотой полета до пяти-шести километров, поэтому при тестирования таких комплексов обязательно осуществлять проверку эффективности средств. Б ВС квадрокоптерного типа могут зависать и двигаться с малой ско- ростью, поэтому сначала надо проверить возможность КТСП, зафикси- ровать зависший квадрокоптер на максимальной дистанции и мини- мальной высоте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw