Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

обнаружения низколетящих БВС), и так поэтапно мы увеличиваем высоту зависания до 100 м. При отрицательном результате дис- танция между БВС и КТСП сокращается на 100 м. Регистрация квадрокоптера на минимальной высоте с минимальной скоростью Движение осуществляется прямолинейно на КТСП. Обычно выбирают для БВС высоту полета в 10 м и скорость движения около 1 м/с. При невозможности движения БВС с такой ско- ростью устанавливают минимально возможную техническую скорость движения БВС и мини- мально возможную высоту полета, исходя из требований по обеспечению безопасности полетов. Регистрация квадрокоптера на минимальной высоте с максимальной скоростью Движение осуществляется прямолинейно на КТСП. Для полета БВС задают минимальную высоту и максимальную скорость полета (не забывайте при этом об обеспечении безопасности поле- тов, обычно высоту полетов при этом увеличи- вают до 20 м). Регистрация квадрокоптера на максимальной высоте с минимальной/максимальной скоростью движения Движение осуществляется прямолинейно на КТСП. Все испытания проводятся аналогично пунктам № 2–3, но на максимальной высоте полета БВС. Регистрация квадрокоптера при полете "змейкой" на высоте 30 м и на максимальной высоте Квадрокоптер занимает в высоту в 30 м и совершает полет с максимальной скоростью "змейкой". При этом угол отклонения траекто- рии полета БВС от нормали составляет порядка 30 град., а время изменения траектории 3–5 с. Испытания повторяют на максимальной высоте полета БВС. Регистрация БВС самолетного типа Проводится аналогично испытаниям квадро- коптерного типа, при этом исключаются режим зависания, полет на минимальной ско- рости и минимальной высоте (при таком полете возможно попадание БВС в режим "сваливания"). Таким образом, БВС самолетного типа испытываются на максимальной высоте с максимальной скоростью при движе- нии прямолинейно, максимальной высоте с максимальной скоростью "змейкой", на высоте 50 м с максималь- ной скоростью прямолинейно, на высоте 50 м с максимальной скоростью "змей- кой". Особенности составления программ и методик испытаний Хотелось бы остановиться на особенностях составления программ и методик испыта- ний. Часто разработчик или производитель КТСП оказывает помощь при составлении программ и методик испытаний своего обо- рудования (и это правильно, ибо никто лучше разработчика и производителя не знает особенности предлагаемого оборудо- вания). Однако я призываю не полагаться полностью при этом на добровольных помощников и внимательно читать, что там написано. Иногда попадаются такие фразы: "Дистанция подавления до 1 000 м". Это означает, что КТСП может подавить БВС на дистанции в 10 м (поскольку это значение попадает под определение "до 1 000 м") и при этом КТСП выполнит требования ПМ. В ПМ должно быть написано "не менее 1 000 м" и подробно описано, как прово- дить такие испытания. Бывает, в программе пишут, что дистанция подавления "не менее 1 000 м", не указав при этом, какое должно быть расстояние между пультом управления БВС и точкой подавления БВС. Иногда данные соотношения указывают, стара- ясь при этом облегчить себе прохождение испытаний. Допустим, пишут, что "дистанция подавления не менее 1/2 S", где S – дистанция между точкой старта БВС и КТСП. Это значит, что при расстоянии между пуль- том и БВС и КТСП в 1 000 м подавление БВС должно быть осуществлено не ближе чем за 500 м. Другие производители пишут, что это значение "не более 1/3". Это значит, что расстояние между пультом и БВС сокращается до 333 м (1 000/3 = 333), а дистанция подавления вырастает до 667 м, поэтому этот КТСП более совершенный. Для того чтобы убедиться в повторяемости результатов испытаний, надо провести не менее трех измерений. Желательно ука- зать погрешность и доверительный интер- вал. Если получили среднеарифметическое значе- ние расстояния в 1 000 м, то правильно приве- сти результат в следующей записи: L2 = (1 000 ± 146), (P = 0,95). Это означает, что с вероятностью, равной 0,95, реальное значение расстояния лежит в диапа- зоне от 854 до 1 146 м. Для вычисления абсолютной ошибки при ограниченном количестве испытаний приме- няется коэффициент Стьюдента t. Значение коэффициентов Стьюдента носят табличный характер. Заключение Хотелось бы отметить, что цель проведения полигонных испытаний заключается в опреде- лении наиболее технически совершенного однотипного оборудования от разных произво- дителей. При этом они не гарантируют заказчи- ку реализацию требований по защите конкрет- ного объекта от конкретных угроз согласно имеющейся модели угроз для охраняемого объекта. Поэтому перед заключением контракта на поставку и развертыванием КТСП на охра- няемом объекте необходимо, чтобы про- ектировщик и заказчик провели предвари- тельное обследование объекта, ознакоми- лись с моделью угроз, заказчик составил ТЗ на требуемые характеристики КТСП, провели предварительное тестирование на объекте основных компонентов КТСП, составили про- грамму и методику приемо-сдаточных испы- таний КТСП. Ну а далее… осталось только добиться выполне- ния заданных требований и характеристик. Список литературы 1. A.A. Михайлов, Ю.В. Тарасова, С.А. Каханов. Проблемные вопросы проведения испытаний комплексов специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным судам и предложения по методике проведения данных испытаний // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Феде- рации. 2024. № 2. 2. //URL:https:/ /https://overclockers.ru/st/lega- cy/blog/373654/370362_O.jpg (дата обраще- ния: 12.10.2024). 3. //URL :https://i.pinimg.com/736x/d4/35/ 53/d43553748d73f98738446df90573ad54.jpg (дата обращения: 12.10.2024). 4. //URL https://optim.tildacdn.com/tild3461- 3 6 3 1 - 4 3 3 5 - b 0 6 1 - 3 1 6 6 3 0 6 3 6 3 3 8 / - /format/webp/_0.jpg (дата обращения: 12.10.2024). 5.//URL: https://m-gen.ru/800/600/http/astro- surf.com/luxorion/Radio/rhombic-patterns.gif (дата обращения: 12.10.2024). n Иллюстрации предоставлены автором. www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 63 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Б ВС самолетного типа испытываются на максимальной высоте с мак- симальной скоростью при движении прямолинейно, максимальной высоте с максимальной скоростью "змейкой", на высоте 50 м с макси- мальной скоростью прямолинейно, на высоте 50 м с максимальной ско- ростью "змейкой". Ц ель проведения полигонных испытаний заключается в определе- нии наиболее технически совершенного однотипного оборудования от разных производителей. При этом они не гарантируют заказчику реализацию требований по защите конкретного объекта от конкрет- ных угроз согласно имеющейся модели угроз для охраняемого объ- екта.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw