Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 70 П арадоксально, но при всех больших и маленьких сложностях организации средств видеонаблюдения (CCTV) на транспор- те именно тут открываются самые большие воз- можности для разработок и внедрения всевоз- можных аналитических функций. Основные средства видеоаналитики при наблюдении на дорогах общего пользования Функции видеоаналитики на транспорте весьма условно можно разделить на два-три основных направления. не вдаваясь в подробности спосо- бов и методов реализации, просто перечислим их. 1. Минимизация рисков вождения и эксплуатации транспортного средства Первое направление – это видеоаналитика, устанавливаемая на самом транспортном сред- стве (ТС), призванная минимизировать риски при вождении и эксплуатации ТС, в том числе и для других участников дорожного движения. То есть это аналитика, помогающая водителю максимально эффективно контролировать работоспособность самого транспортного сред- ства и дорожную ситуацию, своевременно реа- гировать на нештатные ситуации. Разработчики и производители оборудования для транспорта по-разному называют такие ком- плексы, поэтому мы перечислим их по основно- му назначению. Cамые популярные и давно доступные функции – это контроль обстановки по курсу движения (сюда входят контроль выезда из полосы (рис. 1) и контроль сближе- ния с другим транспортом или препятствием (рис. 2) и контроль слепых зон (рис. 3). доста- точно известные системы кругового обзора тоже относятся к этой категории. К дополнительным функциям контроля и автоматизации, которые успешно поддаются анализу с последующим действием, можно отнести TPMS-систему конт- роля температуры и давления в шинах (рис. 4), контроль показаний и их систематизация с любых бортовых или внешних датчиков. 2. Корректировка человеческого фактора Второе направление – это видеоаналитика, направленная на исправление и корректировку пресловутого человеческого фактора. Совер- шенно очевидно, что беспилотные транспорт- ные средства, применение которых активно развивается, не нуждаются в такой поддержке. но для подавляющего большинства ТС, управ- ляемых человеком, эти функции остаются акту- альными. В первую очередь это уже ставший стандартным контроль поведения водителя в движении, дополняемый идентификацией лич- ности водителя, допущенного к управлению. на железнодорожном транспорте уже 15 лет успешно действует система "антисон", с приме- нением браслетов для машинистов. для колес- ного пассажирского транспорта применимы такие аналитические функции, как анализ пове- дения пассажиров в салоне, а в некоторых слу- чаях и их идентификация. Обнаружение новых или пропавших предметов также можно отнес- ти к аналитике для пассажирского транспорта. Следует отметить, что в стремительно развиваю- щемся беспилотном транспорте реализуются как первое, так и второе направление в равной степени, так как для полной или частичной автоматизации движения необходимо учитывать все факторы, свя- занные с безопасностью движения, безопасностью пассажиров или груза, а также управление и конт- роль за состоянием самого транспортного средства. 3. Экономические функции видеоаналитики на транспорте Третье направление применения аналитики на транспорте –экономическое. Сюда входит под- счет пассажиропотока, отчеты о времени на маршруте, времени простоя, расхода топлива и множество других данных, включая геолока- цию. Сюда же можно отнести и подсчет и ана- лиз трафика на крупных автомагистралях и городских перекрестках. Все эти функции рассчитаны на точный анализ загруженности трасс и их пропускной способно- сти, что в конечном итоге приводит к серьезной экономии средств и времени, оптимизации тра- фика движения и логистики в крупных населен- ных пунктах и на трассах федерального значе- ния. Жители Москвы давно оценили удобство системы оповещения и локации городского наземного транспорта на центральных улицах – это тоже аналитика, основанная на перечислен- ных выше функциях. В практике нашей компа- нии даже был проект с требованием распозна- вания номерных знаков по ходу движения транс- портных средств, что в общем-то не является типовым решением. но сам факт подобной реа- лизации аналитики достоин упоминания. К этому направлению следует отнести и анали- тические функции промышленного примене- ния. Это аналитика, применяемая на транспорт- ных средствах промышленного, строительного и специального назначения. Особенности видеокамер и видеорегистраторов для транспортных средств При организации систем видеонаблюдения на транспортных средствах необходимо учитывать гораздо больше факторов, чем при стандартных декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ВидЕОнаблюдЕниЕ на ТРанСПОРТЕ Константин Аветисов Руководитель отдела ССТV компании ООО "Видау СБ" Видеонаблюдение на транспорте: анализировать и автоматизировать все! Внедрение современных аналитических функций в транспортную сферу продикто- вано спецификой области применения, так как любой транспорт при всех его раз- новидностях продолжает оставаться зоной повышенного риска. Использование ана- литики и автоматизация везде, где это возможно, призваны сделать само транспорт- ное средство максимально надежным, а его эксплуатацию максимально безопас- ной для человека и экологии. Рис. 1. Контроль выезда из полосы Рис. 2. Контроль сближения

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw