Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024

прошлого века. В наши дни можно говорить о таком многогранном и очень опасном явлении, как терроризм на транспорте, который невоз- можно оставить без пристального рассмотрения как с практической точки зрения, так и с научных позиций – проблема постоянно изуча- ется социологами, статистиками и многими другими специалистами и исследователями. Транспортный комплекс России включает в себя множество отраслей: железнодорожный транс- порт, автомобильный, все виды водного (реч- ной, морской, внутри водоемов), трубопровод- ный, городской и промышленный. Основное стратегическое назначение комплекса состоит в обеспечении непрерывного взаимодействия между людьми различных областей хозяйство- вания. В случае нарушения целостности транс- портной инфраструктуры невозможно функ- ционирование рынка в целом, что важно как для государства, так и для общества в целом. Развитие комплекса и обеспечение его непре- рывного функционирования в условиях техно- логической трансформации угроз терроризма является основной стратегической задачей. Биометрия на транспорте: преимущества и опасения Отношение к идентификации личности по био- метрическим данным неоднозначное. С одной стороны, привлекает несомненное удобство использования: документы не нужны, а все необходимое, как говорится, всегда с собой. Что касается ОТИ, допуск на которые возможен с помощью биометрических данных, то в 2024 г. их всего четыре, а количество пред- полагаемых пользователей 5 млн человек. К 2030 г. планируется значительный рост: 700 объектов и 22 млн пользователей. Использование биометрии на транспорте нача- лось с московского метро. Преимущества были обозначены сразу: помимо удобства использо- вания, проход по биометрии в метро обходится пассажиру в 50 руб., что дешевле по сравнению с другими платежными средствами (по карте – 61 руб.). Во втором полугодии 2024 г. сервис заработал в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Екате- ринбурге, в 2025-м планируют запустить в Санкт–Петербурге и Новосибирске. Показатели внедрения системы оплаты по био- метрии в метро по городам России выглядят следующим образом: l Москва – 342 станции с пассажиропотоком 2 188 млн человек; l Санкт–Петербург – 72 станции и 603 млн человек; l Новосибирск – 13 станций, 77 млн пассажи- ров; l Екатеринбург – 9 станций и 47,3 млн пасса- жиров; l Казань – 11 станций и 30,5 млн человек; l Нижний Новгород и Самара – по 10 станций, 27 млн и 12 млн человек соответственно. Далее планируются допуск по лицу в вагоны на железных дорогах, оплата проезда в наземном транспорте, прежде всего в автобусах, приме- нение биометрии при удаленном медицинском осмотре водителей. В планах – использование биометрических данных в каршеринге в начале и по окончании поездки, а также установление подлинности личности при использовании тахографов. Однако подобные системы пока вызывают немалый скепсис как у рядовых пассажиров, так и у экспертов в сфере информационной без- опасности. Как и в случае с любыми персональ- ными данными, существует риск утечки. Последствия могут быть непоправимы, ведь если скомпрометированный пароль всегда можно заменить, с лицом так поступить не удастся. Помимо практических опасений, существуют и философские. Повсеместное распростране- ние технологии распознавания лиц размывает привычные понятия приватности. Справедливости ради стоит отметить, что часть опасений носит скорее иррациональный харак- тер. Биометрический образец лица в современ- ных системах – не фотография, а зашифрован- ный ключ. Украсть "лицо" не представляется воз- можным, так как само изображение лица не хранится вообще. Существуют и другие подхо- ды к защите личных данных, например техно- логия отменяемой биометрии. Идея состоит во внесении намеренных искажений в биометри- ческие характеристики. В случае компромета- ции ключа его можно перевыпустить, используя новые параметры искажения. Сертификация биометрических решений Биометрические устройства и программное обеспечение, применяемые на ОТИ, как и любые другие технические средства, должны быть официально сертифицированы в соответ- ствии с требованиями, описанными в законо- дательстве. Для сферы транспорта документ первого прио- ритета – это сертификат на соответствие требо- ваниям постановления Правительства РФ № 969. Оборудование, прошедшее такую сер- тификацию, может быть установлено на объ- ектах транспортной отрасли без дополнитель- ных проверок и согласований. Не менее важен и сертификат на соответствие ГОСТ Р 51241–2008 "Средства и системы конт- роля и управления доступом". Этот националь- ный стандарт устанавливает классификацию, общие технические требования и методы испы- таний средств и систем контроля и управления доступом. Наличие сертификата по ГОСТ Р 51241–2008 для СКУД свидетельствует о соот- ветствии системы нормам российского законо- дательства. Сертификаты по ГОСТ Р 19794-2 (отпечатки пальцев), ГОСТ Р 19794-9 (вены ладони), ГОСТ Р 29109-5 (лицо) гарантируют качество техно- логии. Плюсом будет и наличие свидетельства о прохождении тестов на электромагнитную совместимость. Тесты на электромагнитную совместимость (ЭМС) подтверждают, что уровень электромагнитного излучения устройства не превышает допустимых значе- ний, а само оборудование устойчиво к воз- действию внешних электромагнитных помех. Проще говоря, оно выдержит сильные кон- дуктивные помехи, наведенные радиочастот- ными электромагнитными полями, не пере- горит от воздушного и контактного (вплоть до 4-й степени жесткости) электростатиче- ского разряда или скачка напряжения в элек- тросети. Еще один важный показатель – уровень пылев- лагозащищенности. Наиболее качественные биометрические устройства соответствуют тре- бованиям ГОСТ 14254–2015 и дают степень защиты по классу IP65. Это означает, что элек- тронная начинка устройства надежно защищена от пыли и не выйдет из строя даже под сильной струей воды, а контакт пользователя с потенци- ально опасными частями оборудования пол- ностью исключен. В 90% случаев биометрическая система внед- ряется в уже действующую систему управле- ния доступом. Чаще всего это СКУД на RFID- картах или системы с доступом по ПИН-коду. Иногда в рамках одного объекта действует сразу несколько систем (СКУД, ОПС, видеона- блюдение и пр.), установленных в разное время разными вендорами и "живущих парал- лельной жизнью" на одном сервере. Как след- ствие, внедрение биометрии практически все- гда сопряжено с использованием специально- го оборудования и программного обеспече- ния. www.secuteck.ru декабрь 2024 – январь 2025 БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 85 И спользование биометрии на транспорте началось с московского метро. Во втором полугодии 2024 г. сервис заработал в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге, в 2025-м планируют запустить в Санкт–Петербурге и Новосибирске. Далее планируются допуск по лицу в вагоны на железных дорогах, оплата проезда в наземном транс- порте, прежде всего в автобусах, применение биометрии при удаленном медицинском осмотре водителей. В планах также использование био- метрических данных в каршеринге и установление подлинности лично- сти при использовании тахографов. Б иометрические технологии становятся все более популярными в последние годы благодаря их удобству и расширенным функциям без- опасности.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw