Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
Роль биометрических систем в транспортной сфере Концепция путешествий без документов не уни- кальна, это мировой тренд. Многие компании представляют новые биометрические решения, чтобы ускорить возвращение людей к активно- му туризму и авиапутешествиям после панде- мии COVID-19. Биометрические технологии находят все более широкое применение в разных сферах жизни и деятельности, в том числе на транспорте. Био- метрические технологии недостаточно быстро внедряются в транспортную сферу, прежде всего по техническим причинам, то есть из-за высокой вероятности получения ошибочных данных, а также возможности атак на биомет- рические данные. Технические проблемы обусловлены тем, что для биометрии важно получить качественное изображение лица чело- века, что бывает затруднительным вследствие засветок, неправильного наклона головы, нали- чия головных уборов, медицинских масок и т.д. Общественный транспорт традиционно являет- ся местом большого скопления людей. Это означает, что он автоматически становится "золотой жилой" для преступников. С незавид- ной регулярностью на транспорте происходят и конфликты с драками. Оснащение камер видеонаблюдения функцией распознавания лиц помогает предотвращать возможные происшествия и снижает общий уровень преступности на ОТИ. Сотрудники охраны или транспортной полиции получают уведомления о происшествии или появлении нежелательного лица (гражданина в розыске или человека из черного списка) в режиме реального времени. Благодаря этому действия правоохранителей становятся более слаженны- ми и оперативными. Говоря о роли биометрической идентификации на транспорте, стоит упомянуть о преимуще- ствах внедрения технологии в работу СКУД крупных транспортных узлов. Аэропорты и вок- залы – это не только миллионы пассажиров, но и внушительный штат сотрудников. Обогаще- ние систем контроля доступа технологией рас- познавания лиц позволяет разграничить доступ в служебные помещения и предотвратить факты незаконного проникновения на режим- ные объекты. Но идентификация личности помогает решать и менее серьезные проблемы, чем терроризм, например отказ оплачивать про- езд, воровство, агрессивное поведение людей, находящихся в алкогольном или нар- котическом опьянении. Технология также способна помочь в расследовании инциден- тов, повышении эффективности управления автопарком и пр. Главный плюс продуктов биометрии, используе- мых для идентификации на транспорте, в высо- кой скорости прохождения проверок. Термина- лы контроля доступа проверяют в среднем пять – семь пассажиров за 10–15 секунд. Сотруднику аэропорта, ж/д вокзала, погранич- ной или таможенной службы на это потребуется гораздо большее количество времени, что ста- новится критичным при больших пассажирских потоках. Среди других преимуществ таких тер- миналов – оснащенность дополнительными функциями, такими, например, как контроль температуры или наличия масок у пассажиров. Такая опция оказалась чрезвычайно полезной в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В отличие от RFID-карты лицо человека может стать его уникальным, неотчуждаемым пропус- ком. Биометрические данные невозможно поте- рять или передать другому человеку. Поэтому использование лицевой биометрии в работе СКУД полностью исключает возможность попадания на предприятие незнакомцев или нежелательных лиц. Пробки у турникетов в часы пик – типичная проблема больших объектов транспорта (в осо- бенности метро). Любой сбой в алгоритме дей- ствий "достать карту – приложить карту – прой- ти" может обернуться коллапсом, а бесконечно долго ищущий в сумке пропуск пассажир рис- кует навлечь на себя нешуточный гнев томя- щихся в очереди людей. Расширение функционала турникетов за счет технологии распознавания лиц поможет не только предотвратить возможные нарушения, но и сделать процесс прохода пассажиров более быстрым и комфортным. Отсутствие лишних манипуляций с RFID-картами позволяет разгрузить пропускную зону в пиковые часы и избежать очередей. Биометрическая идентификация может выпол- нять разные функции в транспортной сфере. Умные системы видеонаблюдения делают поездки на общественном транспорте безопас- нее, а оплата "по лицу" помогает повысить уро- вень комфорта для пассажиров. Эксперты пола- гают, что в ближайшие годы транспорт станет одним из важных драйверов роста для глобаль- ного рынка биометрии. n В Казани сервис оплаты проезда в метро по биометрии запустили в августе 2024 г. Эта услуга доступна на всех станциях метропо- литена. Сервис реализован Национальной системой платежных карт (НСПК) и Центром Биометрических Технологий (оператором ЕБС) на основе решения Ак Барс Банка в области машинного зрения. Оплата проезда осуществ- ляется через Систему быстрых платежей. В ноябре 2024 г. оплату в метро с помощью биометрии внедрили в Екатеринбурге. Вначале устройствами, считывающими параметры лица, оборудовали по одному турникету на каждой из девяти станций, а до конца первого квартала 2025 г. планируют оснастить все. За первую неделю в Екатеринбурге пассажиры с помощью биометрии совершили 400 поездок, и количество пользователей нарастает, потому что это быстро и удобно, как отмечают многие. Нижегородцам оплата проезда в метро по био- метрии стала доступна в декабре 2024 г. Услуга реализована на базе Единой биометрической системы и инфраструктуры Сбера и доступна на всех 15 станциях метрополитена города. Поль- зоваться инновационной и удобной оплатой проезда могут гости и жители города вне зави- симости от того, клиентами какого банка они являются. В декабре аналогичный сервис заработает в Самаре, а по итогам 2025 г. оплата по био- метрии будет доступна во всех российских метрополитенах, обещает генеральный директор Центра Биометрических Технологий, оператора Единой биометрической системы, Владислав Поволоцкий. Биометрия дополнит уже существующие способы оплаты проезда, а пассажир всегда сможет выбрать наиболее комфортный для себя вариант прохода через турникет. n По материалам rg.ru и ComNews декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 86 Б иометрические устройства и программное обеспечение, применяе- мые на объектах транспортной инфраструктуры, как и любые другие технические средства, должны быть официально сертифицированы в соответствии с требованиями, описанными в законодательстве. Доку- мент первого приоритета – это сертификат на соответствие требова- ниям постановления Правительства РФ № 969. Г лавный плюс продуктов биометрии, используемых для идентификации на транспорте, в высокой скорости прохождения проверок. Терминалы контроля доступа проверяют в среднем пять – семь пассажиров за 10–15 секунд. Сотруднику аэропорта, ж/д вокзала, пограничной или тамо- женной службы на это потребуется гораздо большее количество време- ни, что становится критичным при больших пассажирских потоках. Биометрия прирастает метро 2024 год стал в какой-то мере прорывным по распространению биометрии в серви- сах оплаты метрополитена. До этого пройти в метро по "лицу" могли лишь москвичи, теперь услуга доступна в Казани, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и тести- руется в Санкт-Петербурге. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw