Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2024
нии, с реальными сотрудниками, отражающие наиболее опасные проблемы, которые могут привести к трагедии. Это могут быть правила пользования электробытовыми приборами, зарядки или заправки техники (если речь идет о логистической компании), содержания путей эвакуации и первичных средств пожаротушения и другие важные вопросы. Видео можно демон- стрировать в общих, рабочих зонах, помеще- ниях для отдыха, занятий спортом и приема пищи сотрудниками. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты Следующим важным элементом обеспечения пожарной безопасности является нормальная работа систем противопожарной защиты (АПС, СОУЭ, ДУ, АВПТ и др.). Она возможна при выполнении следующих мероприятий: l своевременное заключение договоров на открывающиеся объекты; l внедрение единой отчетной документации по техническому обслуживанию и планово- предупредительным ремонтам, хранящейся на объекте; l разработка единой формы актов комплекс- ных испытаний, журналов технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов; l разработка и внедрение электронных форм отчетной документации (таблицы, графики); l выборочные выездные проверки работы обслуживающих компаний; l создание единой диспетчерской службы. Договор с поставщиком услуг Любой договор начинается с выбора поставщи- ка. И конечно же, любой заказчик желает полу- чить качественные услуги за разумные деньги. Выбор поставщика необходимо начинать с составления грамотного технического зада- ния, в котором будут отражены требования к исполнителю, полный объем работ, требова- ния к персоналу, регламент технического обслу- живания и ремонтов (ТОиР), наличие круглосу- точной диспетчерской службы для обработки аварийных заявок и другие пожелания заказчи- ка. Далее, как при выборе поставщика, так и при проведении работ по договору, приемке работ и последующей оплате рекомендуется применять систему SLA (от англ. Service Level Agreement – соглашение об уровне сервиса) – это соглашение между заказчиком и исполни- телем о том, какие, когда и как будут предо- ставляться услуги. В таком соглашении пропи- сываются права и обязанности сторон, время реагирования на аварийную заявку, время устранения аварий, количество ложных срабо- ток по причине выхода из строя оборудования или некачественного обслуживания и т.д., а также штрафные санкции за нарушения пунк- тов соглашения. Это, с одной стороны, защитит заказчика от недобросовестного подрядчика, с другой стороны, у исполнителя будет конкрет- ный перечень, согласно которому возможен отказ в приемке работ. Тем самым взаимоотно- шения между заказчиком и исполнителем ста- нут более цивилизованными и прозрачными, что позволит избежать многих конфликтных ситуаций. В договор также необходимо вклю- чить образцы и формы отчетных документов, журналов, графиков производства работ, кон- тактные сведения о непосредственных исполни- телях со стороны заказчика и подрядчика, формы заявок и телефоны диспетчерских служб. Удаленный мониторинг Еще одним элементом контроля состояния пожарной безопасности на предприятии является удаленный мониторинг работы систем противопожарной защиты (ППЗ). Он позволяет осуществлять круглосуточную оценку состояния элементов противопожарной защиты в режиме реального времени, контролировать выполнен- ный объем работ по техническому обслужива- нию, в автоматическом или ручном режиме отправлять заявки контрагенту о возникшей неисправности, формировать отчетность и гра- фики за любой период работы. При этом доступ в систему возможен из любой точки, в которой находится пользователь, при нали- чии Интернета. Взаимодействие с надзорными органами Большинством участников рынка надзорные органы воспринимаются как некий карательный инструмент, с помощью которого только штра- фуют, требуют исполнения многочисленных норм и в худшем случае приостанавливают дея- тельность. Считаю эту позицию несправедливой и вредной, так как, по моему мнению, инспек- торы пожарного надзора являются скорее помощниками, которые указывают на недостат- ки, позволяющие избежать или снизить риск возникновения пожаров, гибели или травмиро- вания людей и минимизировать ущерб. И если соблюдать требования нормативных докумен- тов, то и штрафных санкций удастся избежать, тем более что современные нормы предлагают широкий набор инструментов, которые позво- ляют сделать объект безопасным. Это разработ- ка СТУ, СТО, расчет рисков, другие расчетные методы и программы. Подготовка к первичной проверке МЧС Важным элементом подготовки к предстоящей проверке является внутренний аудит объекта надзора, качественное проведение которого позволит если не устранить все возможные нарушения, то существенно сократить их коли- чество в итоговом предписании, заранее зало- жить в бюджет средства на устранение замеча- ний, выбрать способ их устранения (расчет или проведение монтажных, строительных работ). Важно непосредственно перед аудитом прове- сти испытания работоспособности всех систем противопожарной защиты и в случае выявления неполадок устранить их. Если резюмировать, то можно перечислить сле- дующие мероприятия, направленные на мини- мизацию нарушений, выявляемых при первич- ных проверках МЧС: l консультирование ответственных лиц на местах с указанием наиболее часто встречаю- щихся нарушений; l выезд на объект, проведение внутреннего ауди- та и комплексных испытаний с целью выявления возможных нарушений, которые могут быть выявлены и устранены до проверки; l разработка памятки, указывающей на наибо- лее встречающиеся нарушения режимного характера. Мероприятия для успешного прохождения повторной проверки После получения предписания с нарушениями и сроками их устранения необходимо, во-пер- вых, провести анализ предписания на предмет соответствия выданных замечаний реальному положению дел на объекте, затем составить четкий план действий, выбрать способы устра- нения замечаний. Например, при наличии пре- тензий к температуре срабатывания спринкле- ров не обязательно менять всю систему, воз- можно достаточно будет провести замеры тем- пературы в районе спринклеров в наиболее худших условиях (например, летом, если поз- воляют сроки) или провести расчет инерцион- ности сработки. Вместо огнезащиты при опре- деленных условиях не обязательно проводить дорогостоящие работы, а достаточно рассчитать приведенную толщину металла покрытия/пере- крытия. Если замечания касаются путей эвакуа- ции или систем противопожарной защиты, то можно выполнить расчет рисков. Если все-таки возникла необходимость прове- дения строительно-монтажных работ, то для оптимизации расходов и времени выбора поставщиков рекомендую использовать заранее подготовленный каталог, который будет являть- ся приложением к рамочному договору с контр- агентом. Использование такого каталога позво- лит начать работы непосредственно после полу- чения предписания, а также зафиксирует стои- мость работ на определенный промежуток вре- мени. Такой подход совместно с аудитами объ- ектов компании позволит сверстать более про- зрачный и точный бюджет. Таким образом, для успешного прохождения повторной проверки необходимо: l взаимодействовать с органами исполнитель- ной власти при осуществлении контроля (про- верок). Заранее предоставлять необходимую документацию, сопровождение проверок; l проанализировать предписание на предмет соответствия указанных нарушений законода- тельству РФ; l выбрать оптимальное решение для устране- ния нарушений, указанных в предписании; l организовать работы по устранению наруше- ний (выбор поставщика, согласование стоимо- сти работ, приемка выполненных работ). n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru З ачастую инструктажи, особенно в крупных компаниях с большим количеством персонала, проводятся формально: ограничиваются прочте- нием инструкции и подписью в журнале. А ведь это один из самых важ- ных элементов создания общей культуры в сфере пожарной безопасно- сти, понимания каждым своей ответственности и своих обязанностей. декабрь 2024 – январь 2025 www.secuteck.ru 90 О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw