Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2018

Нужно заметить, что лидеры банковского сек- тора уделяют особое внимание службам раз- вития ИТ – возникают цифровые фабрики. Так, один из крупней- ших банков Канады – банк Новой Шотландии, или Scotiabank, недавно объявил о разработке проекта новой цифровой фабрики, которая будет создавать и внедрять цифровые инновации и решения для клиентов банка, с философией "Переосмыслить, как банковское дело служит людям" 1 . В Deutsche Bank также есть собственный центр развития цифровых бан- ковских продуктов – Di- gital Factory во Франк- фурте. Около 400 раз- работчиков программно- го обеспечения, ИТ-спе- циалисты и финансовые эксперты из 14 стран совместно работают над созданием цифровых продуктов с использо- ванием самых современ- ных методов [2]. В ноябре 2016 г. Deutsche Bank предоста- вил разработчикам программ- ного обеспечения возможность создавать для банковских кли- ентов цифровые решения, кото- рые выходят далеко за рамки традиционных финансовых услуг. Такой подход позволил создать экосистему инноваций, объединившую три ультрасо- временные лаборатории, на базе которых банк сотрудничает со стартапами всего мира, циф- ровую фабрику и новый центр исследования и разработки. Банк обеспечивает доступ к проприетарной среде разработ- ки через прикладной программ- ный интерфейс (dbAPI), позво- ляющий программистам прове- рять свои идеи по реализации цифровых услуг будущего [3]. Логику открытых интерфей- сов в части транзакций поддер- живает и революционная для банковской сферы "Вторая пла- тежная Директива" (Revised Payment Directive, PSD2 EU 2 ). Она на законодательном уровне обязывает банки Европейского союза бесплатно предоставить API для сторонних разработчи- ков пользовательских приложе- ний. По поручению клиента и без необходимости заключения договора с банком третья сто- рона сможет совершать плате- жи и отображать информацию о транзакциях в своих прило- жениях. Это еще один шаг к открытому банкингу, который, с одной стороны, пугает многих участников рынка, с другой – представляется новой, страте- гически важной перспективой 3 . С другой стороны, довольно традиционно применяется и проприетарный подход к раз- работке цифровых банковских услуг. Так, российский Сбер- банк создал ИТ-компанию "Сбертех". Проекты Сбертеха ориентированы на модерниза- цию собственной банковской системы силами собственных разработчиков. Однако разви- тие открытых интерфейсов (Open API) также декларируется как одно из будущих направле- ний, в том числе и в связи с созданием так называемых маркетплейсов, или агрегато- ров, "когда вместе со своими партнерами начинают прода- вать не только финансовые, но и смежные услуги, такие как путешествия и страховки. Это особенно актуально в связи с тем, что экосистема банков раз- растается и есть много желаю- щих писать собственные при- ложения, связанные с банков- скими сервисами" [4]. Все это говорит о стремлении к откры- тости и к привлечению большо- 14 • ТЕХНОЛОГИИ Цифровая трансформация банковской отрасли анковская индустрия – один из показательных примеров стремительного цифрового развития. Консалтинговая компания Deloitte провела исследование применения новых технологий в российских банках, на основе которого эксперты выбрали 11 инноваций иразделили на несколько групп: безопасность (умная идентификация), аналитика (Big Data, личные финансовые помощники), цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата и т.д.), автоматизация (роботы в отделениях), геймификация (игры и квесты для клиентов) и P2P-кредитование [1]. Б Валерий Конявский, заведующий кафедрой “Защита информации”, Московский физико-технический институт (МФТИ), д.т.н Юрий Акаткин, заведующий лабораторией СДС, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н. Елена Ясиновская, старший научный сотрудник лаборатории СДС, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 1 URL: http://digitalfactory.scotiabank.com/ (дата обращения: 19.09.2017) 2 URL: https://ec.europa.eu/info/law/payment-services-psd-2-directive-eu-2015-2366_en 3 URL: https://nordeaopenbanking.com/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw