Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2018

Переход к цифровой эко- номике определяют: l ориентация на потребно- сти клиента (цифровая услу- га или цифровой продукт формируются по требова- нию потребителя, а не по предложению производителя); l ориентация на мобиль- ность и скорость (принципы "здесь и сейчас", "любое устройство, любой канал связи"); l ориентация на данные (получение новых данных из существующих, анализ, при- нятие решений) – "всё как услуга", причем услуга, ори- ентированная на данные. го числа независимых ИТ-спе- циалистов, у которых есть мно- жество ориентированных на клиента стартап-идей. Такой подход диктует парадигма циф- ровой экономики. Таким образом, цифровые лидеры используют различные подходы к реализации системы разработки и внедрения циф- ровых сервисов: 1. Создание проприетарной системы разработки и внедре- ния цифровых сервисов, а также компании – разработчика цифровых сервисов и ведение самостоятельной разработки и продвижения. Вместе с очевид- ными преимуществами в этом подходе выделяются следую- щие минусы: l разработчик (учредитель) проприетарной системы сам определяет, что хочет клиент, то есть трудно реализовать тре- бования цифровой экономики по клиент-ориентированности; l несмотря на повышение кон- куренции в ИТ-сообществе, интеграция с отраслевым сообществом усложняется и, стало быть, сложно добиться должного качества и своевре- менности появления цифровых сервисов; l значительные инвестиции в разработку конкретных продук- тов и сервисов, которые могут устаревать еще до того, как закончится разработка. 2. Создание экосистемы циф- ровой отрасли на основе кон- солидации усилий сообщества разработчиков цифровых тех- нологий и приложений, пред- приятий отрасли, а также других заинтересованных лиц. Существующая практика показывает, что цифровая трансформация диктует необхо- димость открытости и привлече- ния широкого круга разработ- чиков к созданию цифровых сервисов. Поэтому наиболее перспективным является второй подход, который ниже мы рас- смотрим подробнее. Экосистема цифровой отрасли Экосистема цифровой отрас- ли – это среда, обеспечиваю- щая условия для инновацион- ного развития и распростране- ния цифровых сервисов, циф- ровых продуктов, приложений и устройств в конкретном сек- торе цифровой экономики. Цель создания экосистемы – предоставить гражданам циф- ровые сервисы, которые фор- мируются "на лету", "по требо- ванию", в реальном времени, с учетом соблюдения всех норм и регламентов, а также в условиях максимального доверия. Такие сервисы позволят потребителям получать услуги и продукты, не задумываясь о том, как устроена работа отрасли в целом, как работают обеспечивающие ее информационные системы. Любая отрасль (подотрасль) цифровой экономики основы- вается на экономике знаний. Носителем знаний в экосистеме цифровой отрасли должно являться семантическое ядро, поддержка и развитие которого является крайне важным и нау- коемким видом деятельности в цифровой экономике. Напри- мер, в банковском секторе, в котором семантическая интер- операбельность имеет особое значение [5], в настоящее время внедряется Financial Industry Business Ontology, FIBO. Онто- логия разработана в конце 2015 г. OMG (Object Management Group) совместно c EDM (Enter- prise Data Management) и являет- ся отраслевой инициативой для определения терминов, опреде- лений и синонимов финансовой индустрии, основываясь на использовании принципов Semantic Web, таких как RDF/OWL, а также широко при- меняемых стандартов модели- рования OMG, таких как UML [6]. Основой для создания и разви- тия FIBO являются требования Базельского комитета по бан- ковскому надзору (BCBS), направленные на эффективную агрегацию данных и формиро- вание отчетности о рисках [7]. С целью сокращения затрат на интеграцию, повышения гиб- кости ИТ-решений и оптимиза- ции банковской ИТ-архитектуры создана и развивается эталон- ная модель, представляемая международной некоммерче- ской ассоциацией банков и поставщиков ИТ-решений Bank- ing Industry Architecture Network e.V (BIAN). BIAN – это совмест- ная некоммерческая экосистема, состоящая из ведущих мировых банков, поставщиков техноло- гий, консультантов и ученых. Текущая, пятая версия BIAN включает семь бизнес-направ- лений, 36 бизнес-доменов (предметных областей), около 300 сервисов в различных доме- нах, более 700 бизнес-сцена- риев и около 2000 типовых биз- нес-операций в этих сервисах. В состав разработчиков входят 27 финансовых организаций (ABN AMRO Group, Credit Suisse, Societe Generale Group, Deutsche Bank, Unicredit Group, ING, Achmea, Rabobank, UBS, Banco Galicia и др.) и 43 производителя программного обеспечения (Temenos, Diasoft, Infosys, Sopra Banking Software, TCS Banks, IBM, SAP, Microsoft и др. Концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли Концептуально архитектура экосистемы цифровой отрасли может быть представлена набо- ром уровней, взаимодействую- щих между собой по согласо- ванным правилам (см. рис.): 1. Семантическое ядро. 2. Инфраструктура функцио- нирования цифровых сервисов – технологическая составляющая экосистемы. 3. Пользовательские и при- кладные цифровые сервисы, в том числе визуальные интер- фейсы и магазин (маркетплейс) приложений, открытые инстру- менты для разработчиков. 4. Персонализированные при- боры и устройства IoT. Основой для создания и раз- вития экосистемы цифровой отрасли может стать отрасле- вой кластер, созданный как самостоятельная единица на основе объединения ведущих предприятий, заинтересованных в развитии цифровой отрасли. Ядром кластера должно стать специально организованное предприятие – институт разви- тия, поддержки и распростра- нения экосистемы. 1. Для организаций, входящих в кластер, – это проектный офис, центр компетенции, центр R&D, осуществляющий: • 15 ТЕХНОЛОГИИ www.itsec.ru Концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw