Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Существует несколько основных подходов к регулированию в сфере блокчейна в разных юрисдикциях. Их можно разделить по различным критериям, приведем основные. Специальное законодательство vs разъяснения регулятора Специальное законо- дательство, регулирую- щее вопросы блокчейна, майнинга, ICO, оборота криптовалют и прочее с этим связанное, раз- работано на Мальте в Гибралтаре, Эстонии, Беларуси, Казахстане. Законодательство в Гибралтаре вступило в силу в январе этого года – правила лицен- зирования деятельности с DLT (Distributed Ledger Technology – технология распределенного реест- ра). Проект акта о регу- лировании ICO (первич- ных размещений токенов) также ожидается в этом году. На Мальте работа над законами была начата примерно в то же время, что и в Гибралтаре, но акты приняты только в июле 2018 г. Пакет из трех специ- альных законов, в частности, должен создать правовую среду и четкие правила для работы с криптовалютами, привлечения средств блокчейн-стартапами, лицензирования деятельности. Были приняты следующие законы: l Malta Digital Innovation Author- ity Act (MDIA Act): создание спе- циального органа власти, регу- лирующего криптосферу, – Агентство цифровых иннова- ций; l Innovative Technology Arrange- ment and Services Act (ITAS Act): установление требований и порядка сертификации DLT- платформ, к которым, в част- ности, относятся блокчейн-про- екты; l Virtual Financial Assets Act (VFA Act) – тест для финансовых инструментов: позволяет опре- делить категорию соответствую- щего DLT-актива (виртуальные токены, финансовые инструмен- ты и виртуальные финансовые активы). При оценке блокчейн-про- ектов власти Мальты исполь- зуют подход Technology First, в первую очередь оценивая тех- нологию, на которой основан проект. Во вторую очередь регу- лятор обращает внимание на обоснование выбора юрисдик- ции, бизнес-план проекта и его состоятельность, порядок про- верки лиц, привлекаемых в про- ект (происхождение средств и идентификация лиц), и другие факторы. Однако принятие законов – процесс сложный и требует переработки и норм иных при- менимых законов. Ситуация осложняется необходимостью учитывать применимые нормы директив ЕС (для стран ЕС и стран, следующих за ними), прежде всего в отношении про- спекта эмиссии, регулирования инвестиционной и финансовой деятельности, работы банков или фондов и пр. В других юрисдикциях власти не считают необходимым при- нимать специальное законода- тельство – ведущую роль играют местные регуляторы, которые в отсутствие специ- альных норм законодательства выпускают руководства по ICO и криптовалютам на основе применимых норм действую- щего законодательства, отве- чают на запросы относительно конкретных проектов и дают по ним заключения. В частно- сти, к таким странам относятся Швейцария, Сингапур, ОАЭ, Великобритания, Лихтенштейн. Регуляторы стран, имеющих специальное законодатель- ство, также рассматривают обращения по поводу про- ектов. Направлять запросы регулятору рекомендуется в большинстве случаев (вне зависимости от наличия спе- циальных актов). Из основных разъяснений регуляторов стоит обратить вни- мание на такие (рекомендации публикуются регулярно, ниже приведены наиболее полные): 38 • ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ Тенденции в регулировании технологии блокчейн в России и в мире ет восемь назад мало кто слышал о биткоинах, криптовалюте и блокчейне. Сегодня и домохозяйки, и инвестбанкиры, и чиновники, и свободные художники активно интересуются их развитием, возможностями инвестирования или использования в своей сфере. Как следствие, многие страны вынуждены были обратить внимание на новые объекты регулирования, хотя их позиции до сих пор остаются далеко не однозначными и единообразия в подходах нет – от полного запрета до принятия новых законов в поддержку инновационных способов инвестирования. Законодательство и правоприменительная практика в этой сфере продолжают активно развиваться, принимаются новые законы или же существующие нормы интерпретируются с помощью регуляторов. Л Мария Аграновская, управляющий партнер компании GRAD Legal & Financial Advisory, руководитель практики "Финтех, блокчейн и криптовалюты" Ксения Брук, старший юрист, GRAD Legal & Financial Advisory Давид Кицмаришвили, юрист, GRAD Legal & Financial Advisory

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw