Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Распространена практика создания так называемых регуляторных песочниц (Sandbox): для избранных проектов предоставляется особый правовой режим, позволяющий лицам, зани- мающимся разработкой инновационных продуктов и услуг, проводить под конт- ролем регулятора экспери- мент по их внедрению без риска нарушения действую- щего законодательства. Одной из самых известных является специальная регу- ляторная песочница Синга- пура для финтех-проектов (FinTech Regulatory Sand- box), которая позволяет начать работу и развивать проект на протяжении полу- года без каких-либо специ- альных лицензий. l Сингапур: опубликование MAS Руководства по проведе- нию цифрового размещения монет от 14 ноября 2017 г. 1 ; l Швейцария: опубликование швейцарской службой по над- зору за финансовыми рынками (FINMA) Рекомендаций в отно- шении вопросов, касающихся государственного регулирова- ния первичного размещения монет от 16 февраля 2018 г. 2 ; l ОАЭ: опубликование FSRA "Дополнительных процедур, регулирующих первичное раз- мещение монет/токенов и вир- туальных валют в соответствии с Правилами оказания финан- совых услуг и работы финансо- вых рынков" 9 октября 2017 г. 3 ; l Великобритания: разме- щение 12 сентября 2017 г. на официальном сайте FSA разъ- яснений рисков ИСО, адресо- ванных потребителям финан- совых услуг 4 ; l Германия: размещение 27 февраля 2018 г. на офици- альном сайте BMF документа, в котором заявляется, что опе- рации с биткойном, используе- мым в качестве платежного средства, освобождаются от налогообложения 5 . В основном такие разъясне- ния публикует регулятор, кото- рый отвечает за деятельность финансовых рынков, а также инвестиционную и банковскую. Однако свою позицию иногда публикуют и другие регуляторы, налоговые органы. Распространена практика соз- дания так называемых регуля- торных песочниц (Sandbox): для избранных проектов предостав- ляется особый правовой режим, позволяющий лицам, занимаю- щимся разработкой иннова- ционных продуктов и услуг, про- водить под контролем регуля- тора эксперимент по их внед- рению без риска нарушения действующего законодатель- ства. Одной из самых известных является специальная регуля- торная песочница Сингапура для финтех-проектов (FinTech Regulatory Sandbox), которая позволяет начать работу и раз- вивать проект на протяжении полугода без каких-либо спе- циальных лицензий. Однако этот процесс связан с большим количеством ограничений и получить доступ в песочницу непросто. Отсутствие специального регу- лирования не означает, что суще- ствует правовой вакуум. Дей- ствующее законодательство при- меняется в любом случае. В отсутствие четких норм и пози- ции регулятора возможна не только правовая неопределен- ность, но и конфликт между пози- циями различных регуляторов, если затронуты разные области. Поэтому при выборе юрисдикции желательно учитывать практику применения законодательства в сфере блокчейна. Помимо правил, направлен- ных на регулирование работы с блокчейном и криптовалютой, следует учитывать, помимо про- чего, законодательство, касаю- щееся: l привлечения и использования денежных средств третьих лиц; l управления чужими денеж- ными средствами; l осуществления платежных услуг; l торговли ценными бумагами и производными инструментами; l выпуска ценных бумаг; l деятельности фондов и схем коллективного инвестирования; l иных видов инвестиционной и финансовой деятельности; l налогообложения; l противодействия отмыванию денежных средств и терроризму; l защиты персональных данных; l регулирования отдельных видов деятельности; l ответственности за наруше- ния законодательства. Проведение маркетинга в любой третьей стране или в адрес ее граждан может повлечь применение норм права каждой такой страны в отношении соответствующего размещения токенов. При несо- блюдении этих норм к компа- нии-эмитенту могут быть при- няты меры для наказания виновных в рамках междуна- родного сотрудничества – но это не автоматический процесс. В Российской Федерации на рассмотрении Государственной Думы находятся три законо- проекта по сфере технологий блокчейн (принятые 22.05.2018 в первом чтении): l проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изме- нений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ"; l проект федерального закона № 419059-7 "О цифровых финансовых активах; l проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернатив- ных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)". Существующие редакции законопроектов не раз подвер- гались критике по причине чрез- мерных ограничений для раз- вития проектов в сфере ICO, недостаточной проработки, вза- имной противоречивости, ненадлежащего понимания тех- нической специфики регулируе- мых отношений и соотношения с иными нормами законода- тельства. Так, неясными остаются последствия участия российских резидентов в ино- странных ICO-проектах с точки зрения нарушения иных норм российского законодательства. Возможно, законы будут усо- вершенствованы в предстоя- щую осеннюю сессию. Мы наде- емся, что указанные выше недо- статки будут учтены в следую- щих редакциях. Однако нельзя давать обоснованных прогнозов в отношении не только принятия самих текстов законов, но и практики правоприменения, что не менее важно. Разрешение или запрет Позиции государств раздели- лись, и можно выделить: l прямой запрет; l отсутствие регулирования и позицию ограничения и пред- упреждения о рисках; l отсутствие специальных зако- нов и поощрение деятельности с применением блокчейна на основе рекомендаций регуля- торов; l поддержка блокчейн-про- ектов и принятие специальных законов. • 39 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ www.itsec.ru 1 http://www.mas.gov.sg/~/media/MAS/Regulations%20and%20Financial%20Stability/Regulations%20Guidance%20and%20Licens- ing/Securities%20Futures%20and%20Fund%20Management/Regulations%20Guidance%20and%20Licensing/Guidelines/A%20Guide%20to %20Digital%20Token%20Offerings%20%2014%20Nov%202017.pdf 2 https://www.finma.ch/en/news/2018/02/20180216-mm-ico-wegleitung/ 3 https://www.adgm.com/media/192772/20171009-fsra-guidance-for-icos-and-virtual-currencies.pdf 4 https://www.fca.org.uk/news/statements/initial-coin-offerings 5 http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/BMF_Schreiben/Steuerarten/Umsatzsteuer/Umsatzsteuer-Anwen- d u n g s e r l a s s / 2 0 1 8 - 0 2 - 2 7 - u m s a t z s t e u e r l i c h e - b e h a n d l u n g - v o n - b i t c o i n - u n d - a n d e r e n - s o g - v i r t u e l l e n - waehrungen.pdf;jsessionid=3A73842E81EBAB1FEB333D3D396DFE3C?__blob=publicationFile&v=1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw