Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Токены рассматриваются FINMA как облигация, акция или другое требование к эмитенту в случае, если по ним выплачивают дивиден- ды, проценты или же они дают права на получение части прибыли эмитента. К таким токенам применимы все положения законода- тельства в сфере ценных бумаг и фондового рынка. Токены, имеющие реальный актив в качестве обеспече- ния, могут быть признаны ценной бумагой, однако не всегда требуется проспект эмиссии. Запрет, в частности, выбрал Китай. Южная Корея ввела существенные ограничения на обращение криптовалют и рабо- ту с ними. В США нет запрета, и торгов- ля криптовалютой в общем под- держивается. Однако регулятор занял жесткую позицию в отно- шении ICO. США. Публичное заявление председателя SEC 6 Джея Клей- тона от 22 января 2018 г. (обра- щение к профессиональным участникам рынка): "...Тревож- ным я считаю тот факт, что есть множество ICO, в которых юри- сты помогают структурировать предлагаемые продукты так, что они становятся практически идентичны ценным бумагам. Однако они называют это именно ICO, что еще и созвучно с IPO" 7 . Регулятор считает, что любое размещение токенов должно отвечать требованиям законо- дательства о ценных бумагах и финансовых рынках. Понятие функционального токена (Utility Token) для Комиссии по ценным бумагам не существует, и любой токен априори рассматривается как ценная бумага. Классификация токен-проектов (ICO) В соответствии с подлежа- щими применению правилами различных юрисдикций в отно- шении размещений ценных бумаг изначально сложилось условное разделение токенов на ценные бумаги (Security Token) и функциональные (Utility Token). Такое разделение при- водит к различным послед- ствиям для размещающих токе- ны проектов с точки зрения финансирования и сроков осу- ществления проектов. В ЕС существуют унифици- рованные правила. 13 ноября 2017 г. общеевропейский регу- лятор ESMA выпустил одновре- менно два информационных письма с кросс-ссылками. В одном из них он предупредил инвесторов о высоких рисках участия в ICO-проектах 8 . ESMA призывает инвесторов быть бди- тельными и учитывать возмож- ность потери всех инвестиций, причем не только ввиду нежиз- неспособности проектов или злого умысла стоящих за ними лиц, но и вследствие недоста- точной защищенности цифровых товаров от ошибок в программах и протоколах, а также хакерских атак. При этом обращается вни- мание на присущий ICO-про- ектам недостаток информации: "белые бумаги" (White Papers) – заменяющий проспект эмиссии (Prospectus/Offering Memoran- dum) – в большинстве случаев не проходят независимую про- верку, описывая лишь техниче- скую сторону проекта и выгоды от участия в нем. Cпециально обращается внимание на отсут- ствие защиты инвесторов, поскольку соответствующий механизм регулирования еще не создан, а текущий не всегда охватывает ICO-проекты (в зави- симости от типа структурирова- ния). Во втором письме ESMA сообщает, что ICO-проекты могут быть объектами регули- рования рынка ценных бумаг, в связи с чем организаторы ICO должны тщательно проверять, соблюдаются ли ими примени- мые к их проектам требования 9 . Отметив существенный риск квалификации токенов как цен- ных бумаг, ESMA предложил использовать общий перечень действующих законодательных норм ЕС, среди которых дирек- тивы, посвященные проспектам ценных бумаг (2003/71/ЕС), рынку финансовых инструмен- тов (2014/65/EU), управляющие альтернативным инвестицион- ным фондом (2011/61/EU), а также директива о противодей- ствии отмыванию денежных средств (2015/849). При этом ESMA воздержался от раскры- тия конкретных оснований для применения данного законода- тельства к токенам. В пределах своей компетенции ESMA при- знал потенциальную примени- мость законодательства о рынке ценных бумаг к процедуре ICO. В этом году опубликован текст пятой директивы, о которой пой- дет речь далее, она очень важна для всех стран ЕС. В Швейцарии, не входящей в ЕС, действуют свои правила, которые могут отличаться от правил ЕС. FINMA также выде- ляет дополнительно платежные токены и гибридные. В Швей- царии выделяют и Security Tokens, но требование о подго- товке проспекта эмиссии при- меняется не во всех случаях, когда это необходимо в ЕС на основании директивы о про- спекте. Функциональный токен, согласно разъяснениям FINMA: l предоставляет доступ к при- ложению или сервису посред- ством блокчейн-инфраструкту- ры (отсутствует инвестиционная функция); l может быть использован для этой цели только в момент выпуска. Функциональный токен, кото- рый не связан с рынком капи- талов, что является типичной характеристикой ценной бума- ги, не рассматривается FINMA как ценная бумага. Однако признание токена ценной бумагой или финансо- вым инструментом имеет и дру- гие последствия – на операции с ними могут потребоваться лицензии. Лицензирование также тре- буется в отношении большин- ства операций со средствами третьих лиц, инвестиционной деятельности, деятельности, которая связана с управлением капиталом. Наиболее популярные страны для проведения ICO Ниже мы кратко опишем регу- лирование в наиболее популяр- ных странах (в силу поддержки основанных на блокчейне про- ектов). Сингапур ICO и операции с криптова- лютой подлежат регулированию Денежно-кредитным управлени- ем Сингапура – Monetary Author- ity of Singapore (MAS). Если токе- ны являются продуктами рынка капитала в соответствии с нор- мами SFA (Сингапурская Ассо- циация ФинТех), они являются предметом контроля MAS. К про- дуктам рынка капитала относят- ся, в частности, ценные бумаги, фьючерсные контракты, конт- ракты или соглашения, предме- том которых является маржи- нальная торговля иностранными валютами, а также другие про- дукты, которые могут быть при- числены MAS к категории про- дуктов рынка капитала. По мнению MAS, любые токе- ны могут представлять собой форму эмиссионных ценных бумаг в зависимости от содер- 40 • ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ 6 SEC (The United States Securities and Exchange Commission, SEC) – Комиссия по ценным бумагам и биржам (США). 7 https://www.sec.gov/news/speech/speech-clayton-012218 8 ESMA Statement. URL: https://www.esma.europa.eu/sites/default/files/library/esma50-157-829_ico_statement_investors.pdf 9 ESMA Statement. URL: https://www.esma.europa.eu/sites/default/files/library/esma50-157-828_ico_statement_firms.pdf

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw