Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Игроки рынка блокчейн- решений Гибралтара будут обязаны получить лицензию в течение трех месяцев с момента введения в дей- ствие новой процедуры регулирования. В целом предлагаемая процедура призвана ограничить воз- можности для совершения мошеннических действий на рынке ICO-проектов. На это указывают факт изучения бизнес-модели и токенов лицензируемых проектов властями страны, а также возможность согласовать с уполномоченными органами допустимые условия, при выполнении которых блок- чейн-провайдер сможет получить специальную лицензию. ществляющие на территории Гибралтара инвестиционную деятельность или иной регули- руемый вид деятельности, ука- занный в рамках новой про- цедуры регулирования. Примечательно, что проект устанавливает основные прин- ципы для ведения деятельности блокчейн-провайдером. К таким принципам в том числе отно- сятся: l поддержание мер защиты информации в соответствии с установленными стандартами; l обязанность соблюдать меры предосторожности, позволяю- щие предотвратить, обнаружить и раскрыть финансовые пре- ступления, в том числе легали- зацию доходов, полученных мошенническим путем. Для получения соответствую- щей лицензии провайдер рас- пределенного реестра данных обязан предоставить в уполно- моченные органы всю необхо- димую информацию о своей бизнес-модели, продукте или услуге, которые он планирует реализовывать с использова- нием технологий распределен- ного реестра данных. Уполно- моченный орган может вынести предписание, в котором будут содержаться условия, при выполнении которых провайдер распределенного реестра дан- ных сможет получить соответ- ствующую лицензию. Таким образом, игроки рынка блокчейн-решений Гибралтара будут обязаны получить лицен- зию в течение трех месяцев с момента введения в действие новой процедуры регулирова- ния. В целом предлагаемая про- цедура призвана ограничить возможности для совершения мошеннических действий на рынке ICO-проектов. На это ука- зывают факт изучения бизнес- модели и токенов лицензируе- мых проектов властями страны, а также возможность согласо- вать с уполномоченными орга- нами допустимые условия, при выполнении которых блокчейн- провайдер сможет получить специальную лицензию. На практике закон приме- няется не очень хорошо, поскольку невозможно предска- зать, сколько нужно будет заплатить для поддержания лицензии, каковы будут требо- вания к капиталу компании, есть и ряд других неопределен- ных факторов. Сроки реального получения лицензии в связи с загруженностью уполномочен- ного органа могут составлять от полугода. Офшоры Достаточно часто для ICO- проектов используются офшо- ры (BVI, Cayman Islands и др.). Однако выбор офшорной юрис- дикции не всегда решает про- блемы: регулирование стран, в которых проводится активный маркентинг, например, все равно применяется, возможны изменения законодательства под давлением других стран, ответы регулятора на запросы могут оказаться ненадежными (в отличие от швейцарской FINMA), репутация офшоров и их регуляторов (и стабиль- ность их позиции) существенно отличается от, например, Швейцарии или Лихтенштейна. При этом в офшорах проведен ряд "громких" размещений, и использование офшоров для проведения ICO по-прежнему популярно. Стоит отметить, что и офшор нужно выбирать "с умом": так, Кайманы внимательно следят за деятельностью фондов и ответственность за нарушения может быть серьезной. Ряд пуб- личных размещений или дея- тельность по торговле крипто- валютой за счет средств третьих лиц могут быть квалифициро- ваны как схема коллективного регулирования. Международное сотрудничество – пример ЕС Пятая Директива ЕС о проти- водействии отмыванию денеж- ных средств (The Fifth Money Laundering Directive, MLD5), адресованная кредитным орга- низациям, финансовым и пла- тежным институтам, эмитентам электронных денег, вступила в силу с июля 2018 г., в ней про- писаны: l использование новых элек- тронных способов проверки кли- ентов; l обязанность государств-чле- нов вести и обновлять список публичных должностных лиц (PEP); l обязательство информиро- вать регулятора о подозритель- ной деятельности и сотрудни- чать с компетентными госу- дарственными органами в ходе расследования; l усиление прозрачности бене- фициарных собственников юри- дических лиц, трастов и иных организаций, а также создание единого реестра банковских и платежных счетов и владель- цев сейфовых ячеек; l усиление мер KYC 11 в случае сделок, затрагивающих высо- корисковые третьи страны. Новые тенденции в регулировании Анализируя существующее и вновь принимаемое законо- дательство в сфере технологии блокчейн и оборота криптова- лют, практику его применения, а также позиции регуляторов по этим вопросам и практику, мы можем выделить следую- щие основные тенденции в регулировании указанной сферы: l появление сложных и серь- езных проектов; l вовлечение крупных институ- циональных игроков; l развитие международного сотрудничества с целью гармо- низации регулирования в обла- сти блокчейна; l удлинение сроков выдачи заключений (в связи с растущим количеством и сложностью блокчейн-проектов регуляторы не успевают выдавать заключе- ния в сроки, например, сроки выдачи FINMA-заключений в 2018 г. увеличились почти в два раза); l ужесточение регулирования вследствие высоких рисков обо- рота криптовалюты и ICO-про- ектов; l повышенные требования к KYC/AML 12 при работе с крип- товалютами и размещениях токенов. l • 43 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ www.itsec.ru 11 Know Your Customer, или KYC – набор идентификационных операций, применяемый участниками финансовых рынков для противодействия мошенничеству, хищениям, отмыванию денег и финансированию незаконных операций. 12 AML расшифровывается как anti-money-laundering. По-русски — противодействие отмыванию денег. Это набор процедур, законов и правил, которые нужны для того, чтобы граждане не получали доход нелегальным путем. Политики AML рекомендуют внедрять бизнесам во всем мире, как в личных интересах, так и в интересах международной борьбы с экономической преступностью Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw