Каталог "Пожарная безопасность"-2021

ФЗ-248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" Важной частью механизма "регуляторной гильотины" стал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ "О государствен- ном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ". Данный законодательный акт закрепляет и конкретизирует уже апро- бированную на практике риск-ориентиро- ванную модель надзора. Ключевое отличие по линии пожарного надзора нового закона от ФЗ № 294 "О за- щите прав юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и му- ниципального контроля" отражено в ст. 16. Определено, что объектами государствен- ного надзора наряду с деятельностью граж- дан и организаций являются здания, поме- щения, сооружения, линейные объекты, тер- ритории, включая водные, земельные и лес- ные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные сред- ства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования. Таким образом, при планировании прове- рок в 2022 г. ГПН будет применяться прин- цип "один объект (здание) – одна проверка". Безусловно, количество проверок в отноше- нии объектов нашей компании увеличится. Думаю, что основные вопросы по планиро- ванию проверок появятся в следующем году, поэтому МЧС России надо организо- вать среди субъектов экономики соответ- ствующую разъяснительную работу. Также МЧС России должно довести до бизнеса принципы и подходы, которые будут реали- зовываться при проверках помещений, арендуемых в зданиях различного назначе- ния. Даже сегодня этот аспект надзорной деятельности не совсем понятен, и ряд наших магазинов планово проверяют как в составе торгового центра (при проверке собственника здания), так и как самостоя- тельный объект надзора. Причем это про- исходит в течение одного календарного года. ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и нормативные документы по пожарной безопасности В рамках реформы были переработаны положения ФЗ-123, которые прошли об- щественные обсуждения и будут при- няты в 2021 г. Какое из них хочется вы- делить? Компания Х5 Retail Group первая в россий- ском ритейле внедрила в практику исполь- зование стандарта организации по проти- вопожарной защите однотипных объектов (гипермаркеты, супермаркеты, распредели- тельные центры). Несмотря на утверждение данных документов в МЧС России и регист- рацию их в качестве нормативных докумен- тов по пожарной безопасности, часто ин- спектора на местах не учитывали их положе- ния при проверках наших объектов. Прихо- дилось получать дополнительные разъясне- ния, обжаловать решения. В проекте изме- нений в закон стандарты организаций включены в перечень федеральных норма- тивных документов по пожарной безопасно- сти наряду со сводами правил, что суще- ственно повысит их статус и расширит для бизнеса возможность применения. Несмотря на то что "регуляторная гиль- отина" направлена на пересмотр обязатель- ных требований, МЧС России проводится большая работа по оптимизации норм доб- ровольного применения, изложенных в сво- дах правил. Актуализация нормативных до- кументов по пожарной безопасности на- правлена в том числе на исключение не- обходимости разработки специальных тех- нических условий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты. В настоя- щее время приказом МЧС России от 15.01.2020 г. № 14 утвержден свод правил "Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности", устанавливающий требования к объектам, состоящим из ча- стей различных классов функциональной пожарной опасности, а также с наличием многосветных пространств. Внедрение свода правил позволяет бизнесу исключить разработку специальных технических усло- вий при проектировании многофункцио- нальных торговых центров и сэкономить время, которое затрачивается на сложные согласовательные процедуры. В полном объеме переработан свод пра- вил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Не без нашего участия в документ наконец- то вводится понятие "основной эвакуацион- ный проход в торговом зале". То есть требо- вания к основным эвакуационным проходам у нас были всегда, а вот самого понятия до выхода этой редакции СП не существовало. Поэтому, согласно статистике, в 90% доку- ментов ГНП по результатам проведенных проверок на объектах компании фигуриро- вало нарушение по ширине проходов. О "добровольности" применения нормативных документов по пожарной безопасности "Гибкая" система противопожарного нор- мирования основана на обязательном со- блюдении требований нормативно-право- вых актов и добровольном применении нормативных документов. И такая "гиб- кость" тоже имеет свои изъяны и требует изменений. У нас достаточно много магазинов, кото- рые размещаются в зданиях торговых цент- ров. При наличии незначительных отступ- лений от требований сводов правил (на- пример, по путям эвакуации в торговом зале) все нормы добровольного примене- ния автоматически становятся обязатель- ными, ведь практически невозможно про- считать пожарные риски для всего здания, так как оно уже введено в эксплуатацию и в нем размещается множество других арендаторов. Или другой пример. Если расстояние между насосными агрегатами не соответ- ствует требованиям свода правил, стано- вится ли от этого система пожаротушения менее эффективной? И может ли в таком случае система учитываться при проведе- нии расчетов пожарного риска? По моему мнению, при актуализации тре- бований нормативных документов МЧС Рос- сии целесообразно применять принципы, описанные выше в ФЗ-247 (хотя эти требо- вания "условно" добровольные). Особенно это касается наиболее затратных мероприя- тий. Рассмотрим на примере внутреннего противопожарного водопровода. В монтаж, содержание и обслуживание внутреннего противопожарного водопровода субъекты экономики ежегодно вкладывают значитель- ные средства. И если взять эти затраты в рамках всего государства, получится ги- гантская сумма. А кто провел анализ, сколько было за год потушено пожаров внут- ренним противопожарным водопроводом? Какой ущерб предотвращен посредством противопожарного водопровода и как он со- измеряется с размером вкладываемых средств? На объектах какой функциональ- ной пожарной опасности применялся ВПВ? Какие риски существуют при его отсут- ствии? Я не утверждаю, что от ВПВ надо пол- ностью отказаться. В складских зданиях он необходим, но каждое требование надо пе- ресматривать на основании оценки эффек- тивности и риска возможных вероятностей ущерба. Необходимо создать систему в МЧС России, которая сможет оценить ГоспРоЕкты и тЕхРЕГуЛиРовАниЕ 2021 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 15 1 РАЗДЕЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw