Каталог "Пожарная безопасность"-2021

влияние того или иного мероприятия на ре- альную ситуацию с пожарной безопас- ностью. Новые Правила противопожарного режима в РФ С начала 2021 г. вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правитель- ства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. С участием экспертного сообщества и дру- гих заинтересованных лиц положения пра- вил изменялась на протяжении двух послед- них лет, и многие требования были оптими- зированы. В новой редакции исключено 20% старых требований, которые носили номи- нальный характер, не соответствовали со- временным реалиям или не оказывали влия- ние на пожарную безопасность объектов. Для меня показательным примером яв- ляются изменения в Правилах по расстоя- нию от хранимых товаров до светильников в складских помещениях. В нашей компании уже на протяжении как минимум 10 лет при- меняются только светодиодные светиль- ники, которые не оказывают теплового воз- действия на близко расположенные веще- ства и материалы. Учитывая, что существую- щая бизнес-модель магазина направлена на увеличение площади торгового зала (для расширения ассортимента продаваемых то- варов) и, соответственно, уменьшение складских помещений, очень сложно обес- печить 0,5 м от товаров до светильников. И это при том, что риски возникновения по- жара отсутствуют. Но ППР не разграничи- вали виды светильников, поэтому в каждом третьем административном протоколе ГПН фигурировало данное нарушение. Еще в на- чале реформы от Х5 Retail Group исходило предложение по пересмотру данного требо- вания, и оно, наконец, нашло свое отраже- ние в п. 288 новых Правил. Теперь требова- ние касается только светильников с лампами накаливания, что абсолютно обоснованно. В новых Правилах есть еще несколько но- вовведений, в том числе по ведению еди- ного журнала по эксплуатации противопо- жарной защиты, но без практики примене- ния оценивать их преждевременно. Не могу не отметить противоречивый мо- мент нового документа. В 2020 г. на рас- смотрение экспертной группы поступал про- ект Правил, который содержал п. 104, запре- щающий хранение горючих товаров или не- горючих товаров в горючей упаковке в поме- щениях, не имеющих открывающихся окон- ных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом, за исключением случаев, установленных нормативными пра- вовыми актами или нормативными докумен- тами по пожарной безопасности. В дей- ствующей редакции из данного пункта ис- ключена часть последнего предложения – "за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами или нор- мативными документами по пожарной без- опасности". Таким образом, с 1 января 2021 г. почти 18 тыс. объектов нашей компа- нии перестали соответствовать требованиям Правил противопожарного режима в РФ, но при этом продолжают соответствовать нор- мативным документам по пожарной без- опасности (СП 7.13130). Выполнение данных требований ППР РФ будет связано с много- миллионными затратами, а во многих слу- чаях они в принципе невыполнимы без ре- конструкции магазинов. На состоявшемся в начале 2021 г. совещании представители ДНДиПР МЧС России признали данное про- тиворечие и пообещали внести изменения при ближайшей корректировке Правил. Гармонизация строительных и противопожарных норм В настоящее время минимальные требо- вания пожарной безопасности к зданиям и сооружениям устанавливаются двумя феде- ральными законами – это Технический рег- ламент о безопасности зданий и сооруже- ний (Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ) и Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Фе- деральный закон от 22 июля 2008 г. № 123- ФЗ). При этом указанные требования про- тиворечат и взаимно исключают друг друга. Все экспертное сообщество полагало, что в рамках "регуляторной гильотины" эти проти- воречия будут исключены. Но 4 июля 2020 г. вышло постановление Правительства РФ №985 "Об утверждении перечня националь- ных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требованийФе- дерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Данный документ меня разочаровал. Нельзя оспорить, что количество обязатель- ных требований по вопросам пожарной без- опасности в строительных нормативных до- кументах сокращено и некоторые измене- ния нам действительно облегчат жизнь. Так, у нас в компании еще в 2017 г. разработан стандарт организации (СТО) c требова- ниями пожарной безопасности для распре- делительных центров (в том числе с нали- чием охлаждаемых помещений). СТО соот- ветствовал законодательству о стандарти- зации и был зарегистрирован МЧС России как нормативный документ по пожарной безопасности. Целями его создания были оптимизация противопожарной защиты в рамках дей- ствующего законодательства и отказ от разработки специальных технических условий на каждый объект компании. Но требования строительных норм не позво- ляли нам использовать СТО, так как пло- щадь охлаждаемых помещений была ограничена обязательными требова- ниями, которые не соответствовали нашей операционной модели. Любые от- ступления от обязательных требований согласно ФЗ-384 могли быть обоснованы только разработкой специальных техниче- ских условий, с обязательным согласова- нием в МЧС России и Минстрое, что нам и приходилось выполнять. Ограничения по охлаждаемым камерам постановлением Правительства РФ № 985 выведены из разряда обязательных, что позволяет реализовать СТО в полном объеме и сокращает расходы и время на проектирование распределительных цент- ров. Но в целом проблема гармонизации не ре- шена, и в перечне обязательных положений строительных норм фигурируют требования по пожарной безопасности. В частности, обязательный характер исполнения продол- жают иметь положения СП 56.13330.2011 "Производственные здания", определяю- щие требования к площади пожарных отсе- ков, степени стойкости зданий и т.д. В слу- чае отступления от них необходимо разра- батывать специальные технические усло- вия со всеми обременениями. В пожарных нормах аналогичные требования имеют статус добровольного применения, от ко- торых можно отступать при подтверждении безопасности людей расчетами пожарных рисков. Аналогичная ситуация со сводом правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", где практически все требо- вания по эвакуации людей отнесли в разряд обязательных. Налицо прямые противоре- чия двух систем нормирования. Следует отметить, что МЧС России про- должает работу по гармонизации норматив- ных документов, и будем надеяться, что она завершится в текущем году. Движение в нужном направлении В заключение отмечу, что в целом ре- форма определила правильное направле- ние развития как нормативной базы, так и надзорной деятельности в стране. Бизнес- сообщество принимает активное участие в этих процессах и надеется на установле- нии баланса между интересами бизнеса и государства. n ГоспРоЕкты и тЕхРЕГуЛиРовАниЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2021 www.secuteck.ru 16 1 РАЗДЕЛ Иллюстрации: https://mediaportal.x5.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw