Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021

смысле. Можно предположить, что это процесс начнет активно наби- рать обороты через пять лет. Есте- ственно, к этому времени нужно будет иметь инструмент для реше- ния задач контроля. Калью Кукк – На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Все зависит от того, что понимается под полем контроля бес- пилотными системами. Если подра- зумевается съем низкоорбитальными спутниками добытой беспилотни- ками информации для доставки ее на некие приемные земные пункты, то такая система имеет право на су- ществование и при необходимости может быть реализована. Если же на спутниковую систему возложить функцию управления движением беспилотников и обеспечения их вза- имного безопасного движения в ре- жиме “роя”, то решения может и не быть из-за относительно больших за- держек в системе. – Создание системы “Марафон IoT” – это планы на краткосроч- ную перспективу. Но в России уже лет 25 действует система “Гонец” и идет очередной про- цесс ее модернизации, которая должна быть осуществлена при- мерно в те же сроки. Причем, по заявлениям в СМИ, система “Гонец” сможет предоставлять услуги IoT. Это будут конкури- рующие системы или они могут дополнять друг друга? Александр Эйдус – Конечно, в коммерческом плане “Гонец” не может и не сможет кон- курировать с любой современной системой, ориентированной на ре- шение задач IoT. Никакая его мо- дернизация не в состоянии решить эту проблему. Абонентские терми- налы неприемлемы по цене и экс- плуатационным параметрам, и кар- динально улучшить их невозможно хотя бы по причине того, что ми- нимум в четыре раза должно быть мощнее питание абонентского устройства и на 20 дБ выше энер- гетика абонентских радиолиний, если сравнивать с системой “Мара- фон IoT”. Но положительную функцию система “Гонец” может обеспечить, еcли на ее основе соз- дать специальный ретранслятор для организации межспутниковых радиолиний контроля и отдачи ко- манд на нано- и микроспутники, в том числе и для спутников орби- тальной группировки “Марафон IoT”. Подобная задача создания такой международной системы контроля космического движения рассматривается и в ЕКА. Калью Кукк – 25 лет мы пытаемся понять, что же такое система “Гонец” и какой она будет. Одна модернизация сме- няет другую, не доведя ранее нача- тую до конца. Как уже отмечалось, система “Гонец” и сейчас частично предоставляет услуги IoT. Будет она делать это и впредь. “Марафон IoT” – это заточенная под Интернет вещей система, и ее услуги должны быть дешевле. Задачи систем как-то перераспределятся, и серьезная конкуренция не предвидится. Илья Васильев – Из-за отсутствия конкретной ин- формации сегодня невозможно оце- нить рыночные перспективы и мо- дернизированной системы “Гонец”, и системы “Марафон”. Поэтому го- ворить что-то о синергии или же конкуренции их IoT-сервисов пока рано. Существующие услуги си- стемы “Гонец” из области Интер- нета вещей неконкурентны по ха- рактеристикам и ценам и абонент- ских устройств, и самих услуг. – Как вы считаете, нужна ли го- сударственная поддержка новых спутниковых проектов, которые в перспективе могут быть коммерче- ски эффективны, или их реализа- ция – это задача российского биз- нес-сообщества без участия госу- дарства? Олег Графодатский – У нас часто упоминают слово- сочетание “государственно-частное партнерство”. Отмечу, что именно государственное партнерство стоит первым в этом словосочетании. Российский бизнес пока не вырос до понимания необходимости тех- нологического развития в наукоем- ких отраслях экономики. Госу- дарство сформулировало ряд на- циональных направлений развития и национальных госпрограмм, и эти программы должны быть насы- щены полезными для развития страны проектами. Спутниковые информационные системы в пол- ной мере вписываются в эти на- правления развития. Александр Эйдус – Сегодня в России нет понятия “гражданская, или коммерческая, кос- мическая система”. Создание любой космической системы регламентиру- ется военными нормами и правилами. Естественно, это приводит к дополни- тельным высоким начальным затратам на создание новых космических техно- логий и к высоким техническим рис- кам. Причем внедрение этих техноло- гий в практической системе может рас- тягиваться на десяток лет, поэтому коммерческому сегменту это и неинте- ресно, и не по силам. У нас есть фор- мула “государственно-частное парт- нерство”. Пока государство не внесет свою лепту в развитие новых техноло- гий, эта формула не работает. Практически аналогичная ситуация существует и в США, если повни- мательнее анализировать развитие новых проектов низкоорбитальных систем ШПД. Калью Кукк – Государство должно поддержи- вать все инновационные проекты, включая стартапы, в области высо- ких технологий. Способов госу- дарственной поддержки много. Выбор способа и уровня под- держки будет зависеть от самого проекта, его необходимости и по- лезности, проработанности и т.д. Кроме этого, авторы проектов должны привлекать инвестиции также от частных предприятий. Го- сударственно-частное партнерство является эффективным средством реализации инновационных про- ектов, в том числе в области кос- мических технологий. Илья Васильев – Государственная поддержка должна осуществляться гарантиро- ванными долговременными зака- зами на подобные услуги, а не пря- мыми инвестициями в проект. Но вторая часть системы должна функ- ционировать за счет заказов от биз- нес-структур, иначе она не будет конкурентоспособной. l 43 2021 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw