Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021

Одним из ключевых факторов оп- тимизации использования топ- лива стала скорость передвиже- ния судна, причем причиной ухудшения эффективности ис- пользования является неоправ- данно высокая скорость. Судно, следующее с чрезмерной скоро- стью, прибывает в порт только для того, чтобы ждать, когда освободится место для стоянки. Исследование говорит, что сред- ний контейнеровоз проводит 6% своего времени на якоре в ожида- нии стоянки, что приводит к до- полнительному расходу топлива, более высоким выбросам и пере- груженности портов. Для анализа информации, как правило, текущие данные сравни- ваются с теми данными, которые выдает так называемый цифровой двойник судна – его компьютер- ный симулятор со всеми соответ- ствующими техническими характе- ристиками реального судна. В си- муляторе также учитываются внешние условия – загрузка судна, погодные условия, ветер, ледовая обстановка. Помимо опти- мизации, это позволяет и опера- тивно отслеживать нештатные си- туации. Работа с цифровыми двойниками возможна только при наличии оперативной доставки текущей ин- формации в ситуационный центр. Поэтому разработчики таких си- муляторов кооперируются с по- ставщиками спутниковой связи, чтобы представить на рынке ком- бинированное решение. Другие операторы также активно работают в этом секторе: SES при помощи группировки O3b обеспе- чил клиентов Microsoft Azure Ex- pressRoute доступом к сервису в ре- гионах с неразвитой наземной ин- фраструктурой. Еще одно решение, объединяющее облачный сервис и спутниковые коммуникации (но уже на основе геостационарной группировки) и на- целенное на рынок IoT, представ- ляет альянс провайдера Marlink и Microsoft. Выход на рынок облачных реше- ний для морской индустрии таких гигантов ИТ-отрасли является явным показателем перспективы подобных сервисов. Недавно не- сколько компаний объявили о раз- работке беспилотных коммерче- ских судов. Ввод их в эксплуата- цию должен инициировать очеред- ной всплеск развития спутниковых сервисов и серьезную конкурент- ную борьбу за эти привлекатель- ные заказы. Сказать о том, кто ее выиграет, разумеется, невоз- можно, но очевидно, что наиболь- шие шансы будет иметь тот постав- щик, который сумеет доказать рынку высочайшую надежность своих решений. П андемия способствует спросу Пандемия COVID-19 основательно встряхнула спутниковую отрасль, но на ее морской сектор она ока- зала скорее положительное влия- ние. Прежде всего потому, что, в отличие от оставшихся на земле самолетов, даже бездействующие суда продолжали нуждаться в циф- ровых и коммуникационных серви- сах. Экипажам нужна была связь, а владельцам – контроль над судо- выми системами. Удаленное при- влечение специалистов, необходи- мость консультирования экипажей в режиме реального времени, на- пример для устранения неисправ- ностей и определения необходимых запасных частей, сильно уве- личили потребляемый трафик. Сыграли и факторы, которые ранее вряд ли кто-то мог предста- вить: немалое количество состоя- тельных людей самоизолировались на своих яхтах, отчасти превратив их в офисы. Это тоже увеличило повышение спроса на оборудова- ние спутниковой связи и потребле- ние трафика. По некоторым дан- ным, под влиянием коронавируса в марте – июне 2020 г. потребле- ние спутникового трафика в мор- ской индустрии выросло на 30%. Участники виртуальной конферен- ции журнала Riviera, посвященной цифровизации отрасли морских пе- ревозок, высказали мнение, что вы- годы от внедрения систем Интер- нета вещей, возможности подключе- ния к цифровым сервисам, вне вся- кого сомнения, оправдывают вло- женные в них средства. И прежде всего эта выгода проявляется в сни- жении расхода топлива и увеличе- нии времени безотказной работы служебных систем судна за счет оп- тимизации обслуживания. На дан- ном этапе эта выгода максимальна для крупных операторов, которые могут вкладывать крупные средства и массово внедрять цифровые сер- висы. Но с дальнейшим развитием выгоду от внедрения комплексных решений, сочетающих в себе облач- ные сервисы и спутниковые комму- никации, начнут ощущать и более мелкие судовладельцы. Л итература 1. SES “SES Extends Global Reach of Microsoft Azure ExpressRoute with Multi-orbit Satellite Systems” // URL: https://www.ses.com/press-re- lease/ses-extends-global-reach-micro- soft-azure-expressroute-multi-orbit-sa- tellite-systems 2. Rivera “Cloud service tailored for shipping IoT” // URL: https://www.rivieramm.com/news- content-hub/news-content-hub/cloud- service-tailored-for-shipping-iot-54121 l 68

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw