Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 100 февраль – март 2018 www.secuteck.ru П р о ш е д ш и й 2017 год стал поистине эпохаль- ным для объектов т р а н с п о р т н о й инфраструктуры. Новое в законо- дательстве Вступил в силу ряд постановлений Правительства РФ об утвержде- нии требований транспортной безопасности и антитеррористической защищенности для раз- личных категорий объектов транспортной инфраструктуры. То есть транспортная инфра- структура фактически стала одной из первых "гражданских" отраслей, требования к безопас- ности которой регулируются специальными обязательными нормативными актами. Основным руководящим документом в техни- ческой части стало постановление Правитель- ства РФ от 26.09.2016 № 969 "Об утвержде- нии требований к функциональным свойствам технических средств по обеспечению транс- портной безопасности...". Этот документ формализует требования к охранной сигнализации, СКУД, видеонаблю- дению (в том числе интеллектуальному – видеоаналитике), оповещению, приему, пере- даче, сбору и обработке информации. Из интересующих нас подсистем под регули- рование попала охранная сигнализация, тре- бования к противопожарной защите отдельно не уточнялись. Основные требования к охранной сигнализа- ции свелись к обязательному соответствию до сего момента декоративному (добровольно- му) ГОСТ Р 52435–2005 "Технические средства охранной сигнализации". Из интересных моментов также можно отме- тить требование к наличию у системы монито- ринга сигнализации режима "исключения" (то есть Bypass). Оператор получает возмож- ность отключить любой канал сигнализации, после чего его система перестает реагировать или даже фиксировать события, поступающие от него. Эта функция скорее противоречит бывшей ранее классической идеологии систем охраны, идущей от требований УВО. Становится фактически обязательным наличие у системы охранной сигнализации АРМ на базе ПК, которые могли бы отображать состоя- ние объекта на графических интерактивных планах помещений. В очередь за сертификатами Головной организацией, осуществляющей сертификацию ТСО на соответствие требова- ниям ПП № 969, стало ФКУ НПО "Специ- альная техника и связь" МВД России. На офи- циальном сайте этой организации опублико- ваны списки всех заявок на сертификацию ТСО и тех ТСО, которые уже прошли все про- верки и получили сертификаты. Так как сама процедура сертификации фактически рожда- лась уже после вступления в силу руководя- щих документов, по понятным причинам не все оборудование даже самых именитых производителей успело получить сертифика- ты. На сегодняшний день проектировщики систем и заказчики вынуждены закладывать оборудование "авансом", рассчитывая на появление сертификатов до сдачи объектов в эксплуатацию. Как уже было сказано, отдельные требования к системам противопожарной защиты выдви- нуты не были. Базовым руководящим доку- ментом для разработки проектов систем оста- ется СП 5.13130.2009, а для техники – ГОСТ Р 53325–2012. При этом общие требования дополняются отраслевыми документами. Например, СП 120.13330.2012 "Метрополи- тены", СП 121.13330.2012 "Аэродромы", СП 153.13130.2013 "Свод правил. Инфра- структура железнодорожного транспорта. Тре- бования пожарной безопасности" и т.п. Для уникальных или особо крупных объектов тра- диционно разрабатываются отдельные СТУ. Эффективный мониторинг распределенных объектов Если попробовать обобщить историю разви- тия систем безопасности транспортной инфраструктуры, то основной интересной задачей, которая приходит на ум, будет соз- дание эффективного мониторинга распре- деленных объектов. Прежде всего это, конечно, относится к объектам РЖД и метро, но также актуально и для аэропортов, каж- дый из которых является единым объектом очень большой площади. Именно структур- ные подразделения РЖД и метрополитена были одними из первых, кто внедрял мони- торинг как охранной, так и противопожар- ной защиты объектов (станций, разъездов, стрелочных узлов и т.п.) с использованием IP-решений еще 10–15 лет назад. Логичным продолжением этих инициатив "снизу" стала разработка ФГУПом "ЗащитаИнфоТранс" универсального и обязательного для внед- рения информационного протокола для передачи данных от всех подсистем ТСО на верхний уровень в единую систему техниче- ского мониторинга и контроля (СС ТМК) в рамках работ по ПП № 969. Российская продукция в приоритете В целом мы видим усиление контроля со сто- роны государства не только за противопо- жарной защитой, но и за защитой транспорт- ной инфраструктуры в целом. Кроме этого, продолжает проводиться линия по импорто- замещению. В частности, настоятельная реко- мендация прикладывать к пакету документов для получения "транспортного" сертификата российский сертификат соответствия системы менеджмента качества производства создает определенные трудности для поставщиков импортных решений. Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Безопасность транспорта под контролем государства Транспортная инфраструктура стала одной из первых "гражданских" отраслей, требования к безопасности которой регулируются обязательными нормативными актами www.info rmvest.net

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw