Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

О беспечение безопасности перевозки пасса- жиров и охраны труда сотрудников являет- ся одним из приоритетных направлений дея- тельности РЖД. Переезд Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных и ответственных участков пути. Несмотря на то что все переезды обору- дованы автоматической светозвуковой сигнали- зацией, предупреждающей о приближении поезда, нештатных ситуаций избежать не уда- ется. Ежедневно на путях гибнут 3–4 человека. Только за 2017 г. на переездах было зафикси- ровано 266 дорожно-транспортных происше- ствий. Учитывая, что скорости передвижения и трафик с каждым годом растут, в РЖД прово- дится модернизация и внедрение нового обо- рудования для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Примером является беспроводная система оповещения дежурного по переезду и дистанционного управления заградительной сигнализацией. Принцип работы системы заключается в том, что при приближении поезда к переезду информация в автоматическом режиме посту- пает на персональный носимый браслет дежур- ного по переезду (вибрация, текст, звук), а также отображается на блоке индикации и управления, установленном на посту. После поступления сигнала дежурный по стан- ции должен убедиться в корректном срабаты- вании автоматики переезда и отсутствии посторонних предметов на путях. В случае обнаружения нештатной ситуации он обязан включить заградительную сигнализацию для машиниста. В случае нештатной ситуации, например, если на путях находится транспорт- ное средство или животное, дежурный нажи- мает кнопку на браслете и для приближающе- гося поезда включается запрещающий сигнал семафора. Еще одна важная задача – это контроль выпол- нения дежурным по станции своих обязанно- стей. Датчик неподвижности позволяет следить за тем, чтобы сотрудник не заснул или не вышел за зону рядом с постом охраны. В случае нару- шения информация поступает диспетчеру. Станция Рассмотрим использование беспроводной системы оповещения и контроля персонала на станциях на примере Московского центрально- го кольца. Сегодня оно обслуживает не только грузовые, но и пассажирские перевозки высо- кой интенсивности. На каждой станции еже- дневно работают несколько рабочих бригад. Станции оборудованы автоматикой, которая отслеживает перемещение поездов с указанием расстояния и номера пути. Одна из важных задач обеспечения безопасной работы сотрудников – своевременное оповеще- ние о приближении поезда. При этом стоит учи- тывать следующие условия: l интервал движения поездов меньше пяти минут; l необходимо оповещать только ту бригаду, которая находится в непосредственной бли- зости от пути, по которому едет поезд; l высокий уровень фонового шума на станции. Эффективно выполнить эти задачи позволяют персональные носимые устройства с GPS/ГЛО- НАСС, интегрированные в общую систему авто- матизации станции. На сервер системы с узлов автоматизации поступает информация о при- ближении поезда с указанием координат и номера пути. Одновременно с этим передаются координаты всех носимых устройств рабочих бригад. Персональное оповещение о прибли- жении поезда приходит в автоматическом режиме тем сотрудникам, которые находятся в непосредственной близости от пути следования состава. Помимо автоматического оповещения, система поддерживает функцию отправки групповых или персональных сообщений на браслеты с контролем доставки, что позволяет оперативно передавать поручения бригадам. февраль – март 2018 www.secuteck.ru БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 112 Василь Кровяков Начальник технического отдела ООО "СМ-Уфа" Беспроводные технологии для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте Железнодорожный транспорт является одним из самых востребованных способов перевозки пассажиров и грузов в России. Для обеспечения безопасных перевозок и эффективной работы сотрудников в РЖД регулярно производится модернизация обо- рудования и внедрение новых средств автоматики. В статье рассмотрим примеры реализованных проектов и пилотных зон с использованием беспроводных систем безопасности на железнодорожном транспорте Ж елезнодорож- ный транспорт занимает ведущую позицию в транс- портной сети Рос- сии. Несомненными преимуществами железнодорожного транспорта являются массовость перево- зок пассажиров и грузов, высокая пропускная и провозная спо- собность железных дорог, которая исчисляется миллионами тонн грузов и огромным количе- ством пассажиров, систематичность перевозок с достаточно высокой скоростью, приемлемая стоимость, а также высокий уровень безопасно- сти и более низкая степень ущерба окружающей среде. Российские железные дороги отличаются высокой технической оснащенностью, которая включает в себя качественное оборудование путей, протяженную электрифицированность линий сети, железнодорожные подъездные пути к крупным предприятиям, мощный парк совре- менных локомотивов и автоматизированную систему управления. Ликвидация причин аварий, нештатных ситуа- ций, исключение дефектов в работе являются важными задачами поддержания развития эко- номики железнодорожного транспорта. Боль- шая часть сотрудников в РЖД ответственно под- ходит к исполнению своих должностных обязан- ностей, что выражается в обеспечении эффек- тивной и, самое главное, безаварийной работы. В то же время на железных дорогах число нештатных ситуаций не снижается и отмечается ухудшение ситуации с безопасностью движения. Впоследствии увеличивается угроза здоровью и жизни людей, теряются перевозимые грузы, портится техника, что приводит к огромным убыткам на предприятии. В этой связи в желез- нодорожную отрасль регулярно внедряют модернизированное оборудование и современ- ные автоматические средства. Наибольшую актуальность в последнее время приобретают беспроводные системы безопас- ности, а именно персональные браслеты. Такие устройства обеспечивают автоматическое опо- вещение о приближении поезда, дистанцион- ное управление заградительной сигнализацией, контроль выполнения работниками своих обя- занностей благодаря датчику неподвижности. Помимо этого, персональный носимый браслет используется для решения задач безопасности перевозимых грузов, а также позволяет обеспе- чить пожарную и охранную безопасность на вокзалах и терминалах. Михаил Левчук Редактор рубрики "Беспроводные технологии", исполнительный директор ООО "Аргус-Спектр" КОЛОНКА РЕДАКТОРА В ногу со временем

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw