Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 постепенно уходит в прошлое. Поэтому для обоснования реальной стоимости остается скрупулезная проработка технологии СМР с учетом всех вышеозначенных ограничений. И именно в этом технология информационного моделирования является самым сильным инструментом. Рассмотрим примеры. МДС 81-33.2004, основ- ной документ в ценообразовании в строитель- стве, а также технические части сборников ГЭСН предполагают уточнение сметных расценок путем применения поправочных коэффициен- тов к сметным нормам использования машин и механизмов и фонду оплаты труда. Так, напри- мер, использование коэффициента "работа в окно" на железной дороге напрямую зависит от продолжительности этой работы: до двух, четы- рех и свыше четырех часов соответственно. Тра- диционный метод определения коэффициента – это возможная продолжительность "окна", ука- занная службой движения. Однако в данном случае не учитываются работы, связанные с выездом рабочего поезда, снятием напряжения и другими мероприятиями, не относящимися к самой работе (вспомогательными). Здесь моде- лирование всей технологической цепочки поз- воляет рассчитать реальное время производства работ в "окно" и применить справедливый коэф- фициент. Причем "чистый" календарно-сетевой график в данном случае помогает слабо, потому что, во-первых, он не учитывает пространствен- ные ограничения, а во-вторых, большинству сотрудников службы движения разобраться с ним будет затруднительно. Визуальная модель организации строительства (часть BIM-техноло- гий) неизмеримо нагляднее покажет все осо- бенности данной технологической цепочки. Другой пример – это производство СМР в усло- виях движения поездов. Очень значимый коэф- фициент может применяться, согласно Техниче- ской части, только в пределах 4 м от оси пути и/или 6 м от головки рельсов, а также в слу- чаях, когда части механизмов или монтируемых элементов попадают в эту зону. Здесь визуаль- ное моделирование технологических цепочек строительных процессов также становится край- не значимым, потому что позволяет точно рас- считать и показать, где именно этот коэффици- ент применим и почему. Таким образом, применение технологий информационного моделирования строитель- ной организацией может быть не просто рента- бельным, но и окупиться буквально в первом крупном проекте. Сложно, как обычно, решить- ся. А кроме того, сложно получить основу для применения данной технологии в строительстве – 3D-модель объекта. О трехмерном проектировании Наличие 3D-модели объекта строительства или реконструкции – необходимое условие для соз- дания и применения визуальной модели орга- низации строительства. Однако не все просто в этом вопросе. Проблема в том, что проектиров- щики не могут в полной мере почувствовать преимущества от перехода на трехмерные САПР взамен "плоских" систем автоматизированного черчения без проведения значительных техни- ческих, организационных и социальных пре- образований, вне всякого сомнения затратных и трудных. Поэтому далеко не все проектные организации, даже заявившие о переходе к трехмерному проектированию, могут проде- монстрировать практические результаты. Сле- довательно, далеко не всегда строительная организация может рассчитывать на получение 3D-модели от проектировщика. Это не ставит крест на применении ею BIM-технологий, но требует дополнительных затрат – поднятия 3D- модели по плоским чертежам. Это была плохая новость. А хорошей новостью является то, что для целей разработки органи- зационно-технологических решений в части СМР полная 3D-модель, из которой можно напечатать РД, не нужна. Вполне достаточно более грубой (менее детализированной) моде- ли, создать которую можно гораздо быстрее и менее накладно (в обоих случаях в разы). Сде- лать самим или заказать на рынке такую модель уже не проблема. Зато появляется возможность использовать для себя все вышеописанные пре- имущества, не дожидаясь, пока застройщик и проектировщик договорятся о форме выпуска проектной продукции. Будущее наступает сегодня Информационное моделирование открывает новую страницу в развитии всего строительного комплекса. Эти технологии могут привнести про- зрачность во взаимоотношения заказчика и под- рядчика, хотя, сказать по правде, именно этот тезис сегодня пугает многих участников строи- тельных проектов больше, чем необходимость вложения финансовых средств в освоение новых инженерно-управленческих технологий. Но рано или поздно осознание потребности прозрачности победит (лучше рано – иначе нас сомнут более прозорливые западные и восточные "партнеры"). Однако строительные организации, в отличие от проектировщиков, могут себе позволить меньши- ми усилиями войти в мир информационного моделирования уже сегодня и получить суще- ственное повышение эффективности своего биз- неса за счет оптимизации организационно-техно- логических решений и недопущения дополни- тельных работ и аварийных ситуаций. Но для этого нужна воля и, разумеется, некоторые финансовые средства. Конференция "Информационное моделирова- ние в строительстве как основа безопасности инвестиций", которая была организована Национальной палатой инженеров в рамках Форума "Технологии безопасности 2018", еще раз показала, что движение в направлении внедрения технологий информационного моделирования идет. А акцент интереса пере- мещается с проектировщиков в сторону застройщиков и строительных организаций. n www.secuteck.ru февраль – март 2018 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 1. Пример применения технологии визуального планирования при реконструкции участка железнодорожного полотна действующей ветки

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw