Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 28 B IM-технологии позволяют обладать инфор- мацией об объекте на всех стадиях его жиз- ненного цикла – от подготовки исходных требо- ваний до вывода из эксплуатации включитель- но. Это дает всем участникам жизненного цикла объекта как новые преимущества, так и новые обременения. В этом особенность любой новой технологии, и BIM здесь не исключение. Строи- тельная организация получает, во-первых, воз- можность оценки и согласования справедливой цены на СМР, которая зависит не только от кор- ректной стоимости строительных материалов, но и от справедливого учета факторов, влияю- щих на условия производства работ. А во-вто- рых, появляются новые перспективы по органи- зации и обеспечению безопасности работ, осо- бенно в проектах реконструкции существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. Очевидным обременением является необходи- мость заплатить за услуги инженера-консультан- та, который позволит запустить применение нуж- ной части BIM-технологий в компании. Ведь пол- ный арсенал BIM-технологий вряд ли нужен кому-то, кроме застройщика/эксплуатирующей организации. Безопасность проведения реконструкции Проект реконструкции существующего объекта часто отличается от проекта строительства нового объекта наличием еще одной стороны – эксплуа- тирующих организаций, в том числе службы дви- жения, дирекции инфраструктуры, ревизорского аппарата и других применительно к нашей тема- тике. Ее задачей является прежде всего обеспече- ние запланированных эксплуатационных показате- лей на данном участке дороги (столько-то таких- то поездов в сутки). Но любая реконструкция нару- шает этот годами сложившийся порядок. Появляются строительная техника и стройматериа- лы, рабочие, которым нужно время и место на производство работ. Возникает проблема согласо- вания "окон", где строительной организации выгодно получить "окна" максимального размера, а службе движения – оставить их такими, как тре- бует утвержденное расписание движения поездов. Рассмотрение и согласование "окон", тем более продолжительных, всегда занимает много вре- мени. Продолжительных "окон" требуют многие технологические операции: монтаж пролетных строений, укладка путей, установка разгрузочных пакетов и многие другие. В процессе согласова- ния продолжительности "окна" строитель посто- янно пытается "впихнуть невпихуемое", выполняя требования безопасности производства демон- тажных и строительно-монтажных работ. К ним относятся и очевидные требования типа сохран- ности инфраструктуры: нельзя допустить зацеп- ление грузом контактной сети или повреждение экскаватором подземных коммуникаций. Отдельная важная тема – это безопасность дви- жения поездов на реконструируемом участке. Ведь типичная ситуация, приводящая к чрезвы- чайным ситуациям в ходе реконструкции желез- ных дорог – это нарушение габарита к соседнему пути. В этом случае грузоподъемный механизм, экскаватор и т.д., поворачиваясь, противовесом задевает подвижной состав, проходящий по соседнему пути, последствия чего могут быть не только печальными, но даже трагическими. Эффективно решить все эти задачи позволяет визуальная модель организации строительства (так называемая 4D/5D/6D), являющаяся ком- понентом BIM-технологий. От безопасности к справедливой стоимости СМР В ноябре 2016 г. вышел ряд постановлений Пра- вительства РФ об обязательной проверке досто- верности сметной стоимости строительства Глав- госэкспертизой для объектов, финансируемых за счет средств компаний с государственным уча- стием. Разумеется, объекты транспортной инфраструктуры попали в их число. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1452 от 23.12.2016 г., информа- ция о ценах на строительные ресурсы размеща- ется в федеральной государственной информа- ционной системе ценообразования в строитель- стве (ФГИС ЦС), создание, ведение и развитие которой поручено Главгосэкспертизе России. Информацию об отпускных ценах в эту систему передают сами предприятия-производители. Поэтому сегодня стоимость СМР определяется исключительно в рамках государственных норм регулирования, а стоимость материалов принята по фактическим данным производителей. И заказчику, и подрядчику во все времена выгодно определить справедливую стоимость строительства, потому что первому она позво- ляет заработать и развиваться дальше, а для второго снижает риск того, что он не справится совсем или как минимум придет за дополни- тельным финансированием. Раньше "справед- ливая" стоимость не декларировалась открыто, но часто достигалась "ухаживанием" за стоимо- стями материалов, трудоемкостью и физиче- скими объемами. Сегодня данная практика февраль – март 2018 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Петр Бубнов Главный инженер СУ-308 Елена Колосова Директор по развитию ООО "К4", вице-президент Национальной палаты инженеров, к.т.н. Кирилл Сухачев Генеральный директор ООО "К4", к.т.н. Технологии информационного моделирования для создания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Технологии информационного моделирования (BIM-технология) активно развиваются во всем мире. Выбор области их приоритетного применения в конкретной стране напрямую зависит от стратегии ее экономического развития. Для России огромное значение имеет транспортная инфраструктура, в частности железные дороги. Эта важнейшая отрасль развивается уже без малого 200 лет, поэтому на один проект соз- дания участка железной дороги с нуля приходится множество проектов реконструк- ции существующих объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Они выполняются в условиях движения поездов, пассажиров, городского транспорта, а также наличия различных инженерных сетей – городских и железнодорожных

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw