Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 Ориентирование на местности Каждый объект имеет индивидуальный набор характеристик и ограничений, игнорирование которых приведет к провалу проекта. Расположение камер Это один из ключевых моментов, от которого зависит достижение заявленных показателей распознавания. Заказчик, как правило, полагает, что достаточно хорошо знает свой объект, чтобы идеально расположить камеры. В нашей практи- ке было уже несколько случаев перепроектиро- вания решений после того, как мы на практике показали, почему камеры нельзя ставить там, где "в глаза не бросится". Важнейшая задача безопас- ности – это полный контроль лиц, которые при- бывают на объект транспортной инфраструктуры и убывают с него. Расположение камер и техни- ческих средств должно быть подобрано таким образом, чтобы перекрыть все возможные точки входа и выхода, учитывая потоки движения пас- сажиров. Смысл в системе мгновенно теряется, если существует коридор или дверь, в которую человек может войти/выйти, не будучи распо- знанным. В оптимальном случае рекомендации вендора и интегратора должны учитываться еще на стадии предпроектного обследования, и на конкретном объекте транспортной инфраструк- туры это должен быть самый первый шаг. Освещение В половине случаев на рубежах контроля мы столкнулись с недостатком освещенности. Собственники объектов транспортной инфра- структуры всегда следовали нашим советам. Иногда в местах установки камер приходилось усиливать уже имеющиеся лампы, где-то мы монтировали новые светильники. Эти детали крайне желательно выявить при предпроектном обследовании, чтобы заранее закладывать в перечень проектных работ. Сезонный фактор Летом и зимой солнце движется по-разному – это напрямую влияет на эффективность системы. Если объект сдается в осенне-зимний период, летом на входных группах с большими окнами велика вероятность получить существенную засветку. Заказчик скажет, что камеры не работают – а нужно было заранее узнать/спрогнозировать, как меняется освещенность с учетом смены вре- мен года, либо заранее предупредить заказчика об этом явлении и отдельно проконтролировать работу системы в момент смены времен года. Скорость реакции – залог успеха Рассмотрим самые "живые" вопросы, с которы- ми мы сталкиваемся почти на всех объектах. Крепление камер Стандартные крепежи камер, даже самых про- двинутых, могут не подойти в некоторых случаях. Практически всегда мы используем доработанные авторские решения, чтобы камеры не дребезжа- ли, не расшатывались со временем и, если их слу- чайно заденут, их сдвиг был незначительным или вообще отсутствовал. Промышленно выпускае- мых крепежей, удовлетворяющих данным усло- виям, мы, к сожалению, пока не встречали. "Подарки от средств ИБ" Не раз и не два выяснялось, что доступная к использованию версия средств информацион- ной безопасности еще не прошла сертифика- цию регулятора. Начинается кропотливая рабо- та интегратора и поставщика ПО – либо уско- рить сертификацию, либо сделать "даунгрейд" до той версии, которая сертифицирована. С организационной точки зрения это довольно сложный этап, на котором необходимо добить- ся, чтобы в системе не оказалось несертифици- рованных элементов. Вандалоустойчивость До сих пор встречаются люди, которые будут пытаться сбить, покорежить, сломать камеры. Если камеры установлены в переходе или в инже- нерном сооружении с недостаточным контролем движения пассажиров, это произойдет скорее раньше, чем позже. Необходимо использовать соответствующие вандалоустойчивые кожухи. Однако буквально единицы имеющихся в прода- же промышленных антивандальных кожухов при- менимы на объектах, где развертываются систе- мы видеоидентификации. Нам приходилось зака- зывать такие кожухи в спецмастерских. Эстетика Несколько раз уже практически на сдаче систе- мы мы получали замечания, что камеры "пугают своим видом/размерами". КРОК – ответствен- ная компания, поэтому мы подбирали мини- мальные по размерам и максимально аккурат- ные кожухи, в которые можно упаковать каме- ры с теми объективами, которые подходят для данной локации и данного рубежа охраны. Ремонт на объекте В 30% случаев, когда план работ согласован, все проектные чертежи разработаны, деятель- ность кипит и до сдачи проекта остаются считан- ные дни, на объекте вдруг начинается ремонт. Здесь нет универсальных рекомендаций по реа- гированию на это событие. Естественно, прихо- дится договариваться с ремонтными организа- циями, выяснять что именно и как они будут изменять на объекте, согласовывать взаимные действия. Сейчас, научившись на первых подоб- ных случаях, мы заранее проговариваем с собст- венниками объектов их планы по ремонту. Что делать после того, как система внедрена? Итак, все работает, как нужно, сотрудники сило- вых ведомств довольны, объект транспортной инфраструктуры защищен. Что будет происхо- дить дальше? 1. Скорее всего, сотрудники силовых ведомств с течением времени захотят расширения систе- мы, потому что видеоидентификация оказыва- ется отличным подспорьем для решения их задач. 2. Камеры будут задевать. Вибрации несущих конструкций в ряде случаев неизбежны. В результате возможна расфокусировка камер, о чем надо заранее предупреждать заказчика. 3. Сеть будет падать, особенно на территори- ально распределенных площадках. Здесь нет вины провайдера, оператора или интеграто- ра – просто системы периодически сбоят, а поставщики телеком-услуг вынуждены периодически отключать/перезапускать свое оборудование. Об этом надо помнить на переговорах с провайдером – собрать кон- такты, обсудить вопросы связнности, органи- зовать подписание регламента между про- вайдером и заказчиком о том, что работы, которые затрагивают сегменты сетей и связа- ны с функционированием территориально разнесенных площадок, следует в обязатель- ном порядке согласовывать с владельцем системы. 4. Инфраструктурное ПО тоже может периоди- чески отказывать, как по "классическим" причи- нам (проходила уборщица и шваброй выдер- нула шнур сервера), так и по сложно диагно- стируемым, когда при очередном обновлении операционной системы средства ИБ вдруг пере- гружают каналы связи. Неспециалисту в этих ситуациях разобраться очень непросто. Вывод один: либо заказчик готов развивать свою компетенцию и поддерживать работо- способность системы самостоятельно, либо ему нужно заранее думать об услуге техниче- ской поддержки со стороны специализирован- ной организации. По нашему опыту, без отла- женного процесса эксплуатации и технической поддержки работоспособность комплексной системы, пусть даже идеально внедренной, неизбежно начнет деградировать уже после первого года такой бесконтрольной эксплуа- тации. n www.secuteck.ru февраль – март 2018 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. Видеоидентификация физических лиц на транспорте является отличным подспорьем для силовых ведомств www.itc.ua

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw