Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

Т ранспорт сегодня – один из ключевых потребителей технологий биометрической видеоидентификации, и если проанализиро- вать мировой опыт применения биометриче- ских технологий в этой области, можно выде- лить несколько основных сценариев и кейсов применения. Обеспечение безопасности на транспорте В разных странах существуют свои нормативные акты в данном направлении. В России это целая серия документов, в частности постановление Правительства РФ № 969, в рамках которого субъекты транспортной инфраструктуры на определенных категориях транспортных объ- ектов должны внедрять технологии видеоиден- тификации с целью обеспечения транспортной безопасности. Конечными потребителями таких решений являются полиция, силовые структуры и службы безопасности. Автоматизация регистрации пассажиров и проверка личности при выходе на посадку Это кейс, который в последние два года очень активно применяется в мире, а в России идет его активное обсуждение. Серьезным стимулом к реальному практическому внедрению видео- идентификации на объектах транспорта стал недавний приказ Минтранса, по которому элек- тронный посадочный талон был полностью при- равнен к печатному. Логично: если посадочный талон электронный и его не обязательно рас- печатывать, то почему бы не поднимать его из базы по предъявленной биометрической харак- теристике? В связи с этим в мире развивается концепция "биометрических тоннелей", по кото- рым пассажир проходит через аэропорт к само- лету. Например, пассажир предъявляет паспорт на автоматических стойках регистрации и выхо- да на посадку, а по изображению его лица тут же подтягивается электронный посадочный талон (штрих-код не надо искать в телефоне и показывать) и вся необходимая информация о его билете. Заодно система проверяет, что перед ней именно владелец билета. Тем самым мы исключаем неприятные инциденты – напри- мер, не так давно у одной уважаемой авиаком- пании пассажир улетел из Лос-Анджелеса вовсе без билета. Применение биометрии позволяет исключить такие ситуации и полностью гаран- тировать, что пассажир сможет оперативно сесть на тот борт, на который он купил билет. Автоматический паспортный контроль За рубежом системы автоматического паспорт- ного контроля используются достаточно актив- но: в мире уже более 2 тыс. внедрений таких систем. К сожалению, в России пока нет ни одного подобного объекта, но мы надеемся, что в ближайшие год-два это изменится. Ведь уто- мительную процедуру паспортного контроля на международные рейсы, на которые нужно было прибывать за 2–3 часа, благодаря автоматиза- ции пассажир может пройти фактически за пару минут, просто "предъявив" свое лицо и паспорт системе. При этом обеспечены и безопасность, и комфорт пассажира. Процедура паспортного контроля в России сей- час проходит следующим образом: пассажир стоит перед пограничником, дает свой паспорт, и по нормативу максимум за две минуты (а по факту – гораздо больше) пограничник должен осуществить проверку паспорта по всем необходимым базам данных, а также сверить лицо пассажира с фото в документе. Это дела- ется очень быстро, сумбурно и далеко не всегда качественно, потому что провести тщательную проверку в течение одной-двух минут невоз- можно. С внедрением информационных систем, в том числе содержащих биометрические техноло- гии, проверка делается заблаговременно: выгружаются данные из информационных систем авиакомпании, пассажир проверяется за 2–4 часа до отправления рейса. А когда он при- будет в аэропорт, единственное, что нужно будет сделать, – удостовериться в том, что это именно тот пассажир, который прошел провер- ку. На этот вопрос отвечает биометрическая система, которая таким образом повышает и безопасность в аэропорту, и скорость прохож- дения паспортного контроля. Во всем мире этот сценарий, который гарантирует возможность быстрого прохода всех аэропортных формаль- ностей не за два часа, а за несколько минут, принято называть Fast Track. Практическая реализация На российском рынке предлагаются системы, которые обеспечивают функционал видеоиден- тификации, решая вопросы безопасности в местах массового скопления людей. Как они работают? Традиционно система начи- нается с "глаз", и этими "глазами" является каме- ра. Они устанавливаются в местах структуриро- ванного потока людей. Если мы говорим о рас- познавании по лицу, то оно произойдет только в том случае, если лицо попало в кадр. Камеры располагаются у кромки металлодетектора, тур- никета, коридора – везде, где поток людей относительно структурирован. Когда человек попадает в поле зрения камеры, система про- изводит цикл математических обработок, в ходе которого из видеопотока извлекается изображение лица, затем кодируется в биомет- рический шаблон, содержащий уникальные характеристики лица. Эти биометрические шаб- лоны в последующем сопоставляются с данны- ми, которые хранятся в базах, например спис- февраль – март 2018 www.secuteck.ru S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 32 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Андрей Хрулев Директор по специальным проектам группы компаний "ЦРТ" Рис. 1. Биометрия на транспорте Видеоидентификация: новые возможности для транспорта и спорта В России и во всем мире активно развивается применение биометрических техноло- гий для видеоидентификации в сферах транспорта и спорта, причем Россия является одним из мировых лидеров по внедрению таких решений. Какие новые возможности привнесут эти технологии на транспортные и спортивные объекты?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw