Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2018

ках розыска. По результатам проверки прини- мается решение о необходимости информиро- вания заинтересованных служб по каждому конкретному пассажиру. К примеру, в аэропорту в досмотровой зоне видеокамера смотрит непосредственно на рамку металлодетектора и в поле зрения каме- ры попадают пассажиры, которые прибывают в аэропорт с улицы либо со стороны прибывшего воздушного судна. Таким образом решается вопрос идентификации всех гостей аэропорта. Нормативная база В России уже достаточно подробно проработа- на нормативная база по биометрическим системам, начиная от федеральных законов и заканчивая конкретными постановлениями правительства, которые регламентируют все вплоть до конкретных функциональных харак- теристик. С какой вероятностью необходимо идентифицировать пассажира, какие допусти- мы ошибки, кто является функциональным потребителем, по каким протоколам необходи- мо осуществлять взаимодействие, – все эти вопросы за прошедшие годы были очень под- робно рассмотрены. В целом сейчас можно говорить о том, что нормативная база подго- товлена и внедрение биометрических техноло- гий в вопросах безопасности выполняется пол- ностью на легальной основе. Обеспечение безопасности на спортивных объектах Вопрос видеоидентификации на спортивных объектах в России проработан лучше, чем в других странах. Возможно, это связано с осо- бенностями российских болельщиков – одних из самых рьяных фанатов в мире. Поэтому внедрение на стадионах решений видеоиден- тификации – это как раз тот самый случай, когда биометрия применяется для решения конкретных задач, которые стоят перед фут- больным клубом. 1. Прежде всего футбольный клуб должен не допустить проход на стадион болельщиков, имеющих запрет на посещение спортивных мероприятий. Мы знаем, что в России действует Федеральный закон № 78-ФЗ (в народе – "закон о болельщиках"), согласно ему введено понятие списка лиц, которым по решению суда запрещено посещение спортивных мероприя- тий (хулиганов). То есть фанаты, совершившие очень серьезное правонарушение, за которое не отделаться обычным штрафом, включаются в федеральный реестр хулиганов и на опреде- ленный срок им запрещено посещать спортив- ные мероприятия по всей России. В этом случае биометрическая система как раз позволяет решить данный вопрос: даже если такой чело- век каким-то образом раздобудет билет, он все равно не сможет попасть на стадион, потому что его лицо находится в соответствующем черном списке. 2. Для многих клубов актуальна проблема пере- дачи абонементов. Существуют фанатские про- граммы с абонементами, по которым болель- щик может попасть на любой матч по специ- альным тарифам. Разумеется, клубу не выгод- но, если абонемент попадет в руки перекупщи- ков, которые будут по своим ценам пускать в клуб других болельщиков. Здесь биометрия тоже может прийти на помощь. Даже если человек не включен в чер- ный список болельщиков, но пользуется не своим персональным абонементом (с июня 2016 г. действует новая редакция ФЗ о болель- щиках, в соответствии с которой организатор спортивных мероприятий имеет право прода- вать персональные билеты по паспорту), то во время верификации система определяет, что перед ней не владелец абонемента, и турникет не открывается. 3. Самый главный эффект, которого позволило достичь внедрение биометрии, – воспитатель- ный. Другими словами – неотвратимость несе- ния ответственности. Если человек не очень сильно проштрафился на стадионе, вместо того чтобы включить его в федеральный черный список, его заносят в так называемый серый список клуба. Если в следующий раз он придет на матч, система сигнализирует о том, что он находится в этом "сером списке", и стюард сде- лает ему предупреждение, что при повторном нарушении правил он попадет в черный список. Эта воспитательная мера действует достаточно серьезно и позволяет клубам радикально сни- жать количество правонарушений. Кроме того, если Российская футбольная Премьер-Лига или Российский футбольный союз признают, что правонарушение серьезное и связано с недо- статочным обеспечением безопасности, кото- рое обязан обеспечить клуб, то на клуб нала- гаются большие штрафы – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Самый большой штраф на сегодняшний день – 4 млн рублей, что сопоставимо со стоимостью внед- рения самой системы. Таким образом, внедрение комплексов видео- идентификации на стадионе позволяет снижать количество штрафных выплат, и по факту на футбольных объектах данные системы часто окупают себя за 1–2 футбольных сезона – за счет сокращения штрафов и монетизации або- нементов. Проверка по черному списку На сегодняшний день черный список админи- стрируется Министерством внутренних дел и высылается каждому стадиону в отдельности. Идет процесс создания системы видеоиденти- фикации Российской футбольной Премьер- Лиги, в рамках которой будет разработана так называемая карта болельщика, и эта база данных станет единой. В нее также войдет подсистема биометрической идентификации – болельщик, вступая в ряды фанатов и получая карту болельщика, предоставляет свои био- метрические данные, которые используются для того, чтобы его "привязать" к конкретному абонементу. Так, карта болельщика является персонализированной – только он имеет право ей пользоваться. И в случае, если он проштрафился, его карта и его лицо попадают в тот самый черный список и некоторое время он не сможет посещать спортивные меро- приятия. Соответственно, проштрафившись на одном стадионе, болельщик может быть уверен, что на другой стадион, где есть подобная система видеоидентификации, его не пустят. Интеграция с билетно-кассовыми системами Система осуществляет сбор картотеки зрителей для проведения юридических расследований и последующей идентификации. Каждый человек, который входит на стадион, даже если он добропорядочный болельщик, на время проведения матча попадает в базу дан- ных. Его фотография привязана к конкретному билету (с указанием трибуны, сектора и места). Если во время матча происходит некий инци- дент на определенном месте чаши стадиона, то служба безопасности имеет возможность мгно- венно получить фотографии (просто указав на карте, где произошел инцидент) и информацию о людях, которые сидят в данной зоне. Эти дан- ные будут использованы для того, чтобы опро- сить свидетелей, присутствовавших непосред- ственно на месте возникновения инцидента, и установить виновного. Этот инструментарий позволяет клубам эффек- тивно находить конкретных виновных, суще- ствуют реальные юридические прецеденты, когда клуб, используя такую информацию в суде, переносил ответственность с юридическо- го лица (с себя), на конкретное физическое лицо – нарушителя, который платил штраф и оказывался в черном списке. Клуб в этом случае не платил штраф, что говорит о возможностях окупаемости системы. www.secuteck.ru февраль – март 2018 w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 33 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Рис. 2. Видеоидентификация по лицу. Принцип работы

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw