PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 102 апрель – май 2018 www.secuteck.ru В м у р а в е й н и к е или в улье все подчинено главной цели: развитию кол- лективной системы. И все, находящиеся внутри этой системы, независимо от ран- гов и обязанностей, трудятся над реше- нием этой сверхза- дачи. Если сравнивать современный город с природными коллективными системами, то мы видим принципиальные различия уже в том, что вектор поведения многих горожан не совпадает с вектором развития города. Не все ставят цель сделать город лучше, а жизнь в нем – краше. Общество должно обезопасить себя от людей, нарушающих установленные правила, и про- граммы "Безопасный город" как раз и нацеле- ны на обеспечение защиты законопослушных граждан. Увы, не обходится без перекосов: в этих про- граммах излишне большой сегмент занимают системы видеонаблюдения и видеофиксации. Телевидение – это только одна из систем, кото- рая заметнее всего, но не решает всех про- блем. Надо признать, что телевидение менее всего требует законодательных директив, вме- сте с тем повесить видеокамеру где и кому вздумается сегодня нельзя. Безусловно, теле- видение способствует сокращению времени выяснения деталей происшествия и поиска нарушителя, но не может охватить все терри- тории, особенно закоулки и частные объекты. Есть и морально-этический аспект этого вопро- са: информацию с видеокамер могут исполь- зовать против вас. Получается, что развитие телевизионных систем, с одной стороны, замечательно. Вы получаете массу информа- ции, однако она становится доступной для любых, не всегда с добрыми намерениями, людей. Вплоть до шантажа… Безусловно, построение системы должно спо- собствовать предоставлению в кратчайшие сроки информации службам безопасности и расследования. В целом развитие системы "Безопасный город" должно идти в сторону минимизации времени реакции на нарушение. Видеонаблюдение и видеоаналитика будут развиваться в направлении расширения иден- тификационных признаков. Если сегодня система определяет лица, номера автомоби- лей, то завтра она будет определять цвет и марку машины. Идентификации человека может способствовать система локализации сотового телефона, наличие у него кредитных или клубных карточек, брелоков для открыва- ния шлагбаума, для проходных и т.д. Со временем должны получить развитие систе- мы, позволяющие гражданам оперативно сообщать о правонарушениях. Это одна из наи- более доступных форм фиксации правонару- шения. Она должна стимулироваться согласно концепции развития города – созданием и под- держанием безопасности в городской среде. Город станет безопасным только тогда, когда каждый будет выполнять общепринятые прави- ла независимо от того, видит его кто-то или нет. В последнее время появились системы, блоки- рующие лифт в случае, если кто-нибудь наду- мал справить в нем нужду. Лифт останавлива- ется, двери не открываются, и система сообща- ет в соответствующие органы о правонаруше- нии. И нарушителя выведут из этого лифта уже с другими планами на ближайшие две недели. Вот она, неотвратимость наказания. Такая же система может быть применена в сфере соблюдения правил дорожного дви- жения. Надо отметить, что развитие систем безопасности будет идти в направлении не фиксирования, а предотвращения нарушений. Например, современные автомобили имеют элек- тронную систему зажигания, представляющую собой электронный блок, через который управ- ляются педали газа, автоматическая коробка передач. И чем новее машина, тем больше она напичкана электроникой. Допустим, на автодоро- ге произошло правонарушение – водитель развил запредельную скорость 200 км/ч и мчится по городу. Понятно, что за рулем находится потенци- ально опасный человек, может быть даже пьяный или под воздействием наркотиков, или водителю стало плохо. Как его остановить и предотвратить очевидное ДТП? В любом случае система должна подать сигнал и на основании принятого закона (это важно) дистанционно заблокировать (заглу- шить) двигатель этой машины, и та остановится. Это и есть безопасный город. Говорить об этом как о ближайшей перспекти- ве, возможно, еще рано, но как о тенденции и реализации технической возможности – уже можно. Чтобы подобная система работала и урон от таких нарушений был минимальный, все участники движения должны быть зареги- стрированы и каким-то образом идентифици- рованы. Неразумное поведение будет даже не минимизировано, а полностью исключено. Получается, что со временем при развитии такой системы постепенно отпадет необходи- мость в шлагбаумах, боллардах и подобных устройствах. Они останутся только на особо важных государственных объектах и в местах массового скопления людей как защита от под- готовленного злоумышленника. Примерно также система будет работать при проникновении кого-либо на жизненно важ- ные объекты городской инфраструктуры: водозаборные и водонасосные станции, элек- троподстанции и др. Они будут моментально фиксироваться. Город насыщен подземными коммуникациями с большим количеством колодцев, в которых ночуют маргиналы. Даже неподготовленный злоумышленник может серьезно повредить коммуникации, тем самым нарушив системы управления одного или группы объектов. Но сегодня уже внедряются решения, которые четко фиксируют несанкционированное проникнове- ние в колодец и немедленно сообщают службе безопасности собственника точное место право- нарушения. Мобильная дежурная группа доедет до обозначенного места (5–10 мин.), правона- рушителя извлекут из этого колодца и доступно объяснят, что ему здесь абсолютно нечего делать. Таким образом, любые потенциальные угрозы подземным городским коммуникациям будут устранены. Сегодня мы в основном производим фиксиро- вание правонарушений (нарушение скорости, правил, избиение, разбойное нападение и т.д.), но никак на них заранее не воздействуем. Мы начинаем реагировать только после случившего- ся. А было бы лучше, если бы система не просто фиксировала нарушение, а предотвращала его. Безопасность в городской среде обеспечива- ется соблюдением установленных обществом правил и неизбежностью наказания в случае их нарушения. Критерий неотвратимости наказания или последствий нарушения пра- вил обязателен в концепции развития систе- мы безопасного города. Когда же в наших городах наступит эра безопас- ности? Когда каждый будет соблюдать установ- ленные правила при неотвратимости наказания за их нарушения. n Игорь Васильев Редактор раздела "Комплексная безопасность", главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Когда наступит эра безопасности? www.2.bp.blogspot.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw