PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

Х орошо зарекомендовавшие себя в условиях сегодняшних террористических угроз такти- ки охраны, разработанные для отдельных мини- стерств и ведомств (военных, транспортников и т.д.), не могут быть полностью реализованы в городской среде. Более того, террористы или используемый ими автотранспорт внешне ничем не выделяются в уличном потоке пешеходов и автомобилей. Поэтому задача по обеспечению безопасности по большому счету делится на две части: 1. Разработка комплекса мер по выявлению нарушителя. Здесь особое значение имеют раз- личные обнаружители взрывчатых, химических, биологических и прочих веществ, металлоиска- тели, рамки и т.д., а также средства видеоанали- тики и видеообнаружения. 2. Пресечение теракта, в первую очередь силами служб охраны. Поскольку они имеют разное ведомственное подчинение, очень важно их взаимодействие. Вместе с тем огромное значение имеет организа- ция инженерно-физических препятствий. Соглас- но разработанной тактике они должны быть уста- новлены для защиты определенных зон и площа- дей от нежелательных и потенциально опасных физических лиц и автотранспортных средств. Как правило, это различные типы заграждений, шлагбаумы, барьеры, болларды и др. Сразу оговорим, что мы выносим за скобки про- тивопожарную безопасность, так как это отдель- ный объемный и очень серьезный вопрос и тема отдельной статьи. Главные элементы комплексной системы После определения тактики охраны и организа- ционных мероприятий разрабатывается ком- плекс инженерно-технических средств физиче- ской защиты, предназначенный для обнаружения нарушения, локализации и оповещения соответ- ствующей службы охраны. Кроме того, он дол- жен иметь возможность автоматического управ- ления всеми входящими в него устройствами. В данном случае его основа – заграждения, барь- еры, шлагбаумы, болларды, досмотровые шлюзы автотранспортных КПП и людских проходных и т.д. Все это не только препятствует проникнове- нию нарушителя, но и служит базой для установ- ки на них технических средств охраны, видеона- блюдения, видеоаналитики, освещения, СКУД и др. Следует подчеркнуть, что такая система должна быть равновесной. То есть нельзя отдавать прио- ритет какой-либо одной составляющей комплек- са. Например, после теракта в редакции журнала "Шарли Эбдо" городской глава Ниццы заявлял, что в его городе, утыканном видеокамерами (1300 штук на 340 тыс. населения), террористы "не смогли бы проехать и трех кварталов, не будучи засеченными". Увы, трагические события в городе 14 июля 2016 г. показали, что для обес- печения безопасности этого недостаточно. Особенности охраны городских объектов Как уже было сказано, в городской среде невоз- можно применить в полной мере ни ведомствен- ные тактики, ни средства, ни способы охраны. В такой ситуации необходимо попытаться лока- лизовать места скопления людей и организовать охрану в соответствии с их спецификой. Воздушное пространство города сегодня также следует рассматривать как сферу вероятной тер- рористической угрозы, так как доступные в откры- той продаже беспилотные летательные аппараты (дроны) могут представлять серьезную угрозу. Они способны служить средством доставки не только взрывчатых веществ, но и различных химических и биологических препаратов, и военные зенитные комплексы в борьбе с ними бесполезны. Сегодня рынок систем безопасности предлагает специальные радиолокационные средства обна- ружения низколетящих малых объектов. Однако системы для их выявления и уничтожения тре- буют отдельного рассмотрения, это также тема еще одной статьи. Дизайн устройств в городской архитектуре Немаловажен вопрос эстетики и безопасности самих применяемых средств охраны. Понятно, что детские сады и школы не опутаешь колючей лентой, не огородишь электрошоковыми устрой- ствами. Поэтому разрабатывать меры безопасно- сти для подобных объектов нужно с учетом не только нарушителя, но и находящихся внутри здания людей. Например, выходы из московских подземных переходов уже оборудованы железобетонными блоками, по-видимому, как средством, обладаю- щим противотаранными качествами. Но как при этом убирать мусор и снег? И вообще как это выглядит со стороны в XXI веке?! Вместе с тем есть решение, которое давно и хоро- шо зарекомендовало себя: механические боллар- ды. Они не требуют подвода электрокабеля, то есть нет необходимости нарушать и дополнитель- но нагружать подземную инфраструктуру, что немаловажно в насыщенной различными комму- никациями городской среде. К тому же устрой- ства обладают противотаранными свойствами, имея при этом эстетичный внешний вид. При необходимости они легко складываются. Этот же вариант подходит и для остановок общественного транспорта, для защиты городских площадей, территорий парков, скверов и других пешеход- ных зон, то есть там, где не требуется частый подъем и опускание преграждающих устройств. Сегодня в городах все чаще используются эле- менты декоративной архитектуры с противота- ранными свойствами. Зачастую они изготавли- ваются в различном дизайне и удачно вписы- ваются в городской пейзаж. С одной стороны, это скамейки для отдыха в парках и скверах, клумбы для цветов и т.д., а с другой – серьезное препят- ствие для автотранспорта. Городское пространство должно иметь возмож- ность трансформироваться за счет различных мобильных средств безопасности, не нарушаю- щих окружающий архитектурный стиль и гаран- тирующих надежную защиту как от "зазевавших- ся" грузовиков и автобусов, так и от террористов, намеренно направляющих автомобиль в толпу людей. Способы интеграции оборудования разных производителей Сколько производителей, столько и вариантов. Тем не менее сегодня очень мало объектов, кото- рые надо оборудовать с нуля, то есть везде уже стоят какие-нибудь средства обнаружения либо физические препятствия, имеющие широкие воз- можности, но физически не стыкующиеся друг с другом изначально. Поэтому ведущие компании вынуждены договариваться (и договариваются) об интеграции различных систем. Вывод следую- щий: подобную интеграцию необходимо пред- усмотреть на этапе проектирования, а не вносить изменения в процессе монтажа. Примером может служить разработанный ведущими компа- ниями комплекс изделий (автотранспортный досмотровый шлюз), который объединяет физи- ческие препятствия (барьеры, заграждения), ТСО, видеонаблюдение и другие системы разных производителей с программным продуктом. Таким образом, может быть выстроен много- уровневый программно-аппаратный комплекс, полностью соответствующий задачам, заложен- ным в тактике охраны. n www.secuteck.ru апрель – май 2018 103 w w w . a l l - o v e r - i p . r u n К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Виталий Кобзун Генеральный директор ООО "Радиорубеж" Охрана городской инфраструктуры. Проверенные подходы и технологии Тактика охраны городской инфраструктуры – это комплекс мер, в который входят использование инженерно-технических средств физической защиты, сил службы охраны, а также ряд организационных мероприятий, направленный на пресечение акции нарушителя. При этом разработка тактики охраны предполагает большую мно- гоэтапную работу по анализу уязвимости разноплановых объектов городской инфра- структуры, которые к тому же принадлежат различным ведомствам

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw