PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 113 ка определения пожарного риска для объектов метрополитена отсутствует, что не позволяет оце- нить пожарную безопасность указанных объ- ектов в соответствии с положениями федераль- ного закона. Вместе с тем использование расчет- ной оценки применительно к данным объектам является чрезвычайно важным, поскольку стан- ции метрополитенов характеризуются массовым пребыванием людей и являются сложными инженерными и архитектурными сооружения- ми, которые требуют разработки соответствую- щих систем противопожарной защиты и расче- тов безопасности людей при пожарах. Новый подход к вычислениям Основой для разработки Методики определе- ния расчетных величин пожарного риска в под- земных сооружениях метрополитена послужи- ли действующие в настоящее время документы [2] и [3]. Принципиальным отличием разрабо- танной Методики от упомянутых аналогов является различный подход к определению пожарного риска для работников R раб и посе- тителей метрополитена R пос . Расчетная величина пожарного риска для работников и посетителей в сооружениях мет- рополитена вычисляется по общей формуле: (1), где j – номер сценария пожара; J – количество возможных сценариев пожара; Q j – частота реализации j-го сценария пожара; S j – условная вероятность воздействия ОФП на человека при реализации j-го сценария пожара. Однако значение для работников и посетите- лей определяется по-разному. Условная веро- ятность воздействия ОФП на посетителей мет- рополитена при реализации j-го сценария пожара S j , по аналогии с [2], рассчитывается по формуле (2), где K ап,j – коэффициент, учитывающий соответ- ствие установок автоматического пожаротуше- ния нормативным документам по пожарной безопасности; Р пр,j – вероятность присутствия посетителей; Р э,j – вероятность эвакуации посетителей; K п.з,j – коэффициент, учитывающий соответ- ствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение при пожаре без- опасной эвакуации посетителей, требованиям нормативных документов по пожарной без- опасности. Условная вероятность воздействия ОФП на работ- ника метрополитена при реализации j-го сцена- рия пожара определяется по аналогии с подхо- дом, предусмотренным в [3], по формуле: (3), где q i – вероятность присутствия работника в i-м помещении; N – количество помещений, в которых работ- ник может находиться; – условная веро- ятность воздействия на работника опасных фак- торов пожара при его нахождении в i-м поме- щении при реализации j-го сценария пожара; Р Эij – вероятность эвакуации людей, находя- щихся в i-м помещении здания, при реализации j-го сценария пожара. Такое различие в подходах позволяет получить наиболее информативную оценку пожарной опасности для людей, находящихся в сооруже- ниях метрополитена при пожаре. Учет специфики метрополитена В проекте Методики приводится необходимая для проведения расчетов информация, учиты- вающая специфику объектов метрополитена, в том числе: l перечень сценариев пожара, которые необхо- димо рассмотреть при проведении расчета; l справочную информацию по частотам воз- никновения пожара и определению количе- ства посетителей в различных сооружениях метрополитена; l рекомендации по определению расчетного вре- мени эвакуации и времени начала эвакуации. Литература 1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требова- ниях пожарной безопасности". 2. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функцио- нальной пожарной опасности (приказ МЧС России № 382 от 30 июня 2009 г.) с учетом изменений, внесенных приказом МЧС России № 749 от 12.12.2011 г. и приказом МЧС Рос- сии № 632 от 02.12.2015 г. 3. Методикa определения расчетных величин пожарного риска на производственных объ- ектах (утвержденная приказом МЧС России от 10.07.2009 г. № 404, изменения утверждены приказом МЧС России от 14.12.10 г. № 649). n www.secuteck.ru апрель – май 2018 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.poz har.info Пожарно-тактические учения в метрополитене www.forum-msk.info Многолюдность, сложность планировки и ограниченное количество выходов на поверхность делают метро особо опасным объектом

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw