PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 и Котлас, в поселке Соловецкий). Передача данных от 312 видеокамер с высоким разре- шением и трех терминалов экстренной видео- связи "Гражданин – полиция" на 27 автомати- зированных рабочих мест оперативных и дис- петчерских служб производится по волокон- но-оптическим линиям связи, а также посред- ством радиорелейной линии между Соловец- ким островом и материком. 46 видеокамер оснащены функциями интел- лектуальной видеоаналитики, позволяющими фиксировать государственные регистрацион- ные знаки автомобилей, скопление людей, пересечение охранной зоны, оставленные пред- меты. Шесть постов видеонаблюдения допол- нительно оснащены акустическими датчиками, выдающими оператору тревожное сообщение при возникновении громкого звука. Подсистема видеонаблюдения (так называе- мый правоохранительный сегмент АПК "Без- опасный город") была первой из реализован- ных подсистем и до настоящего времени оста- ется самой востребованной, поскольку файлы видеоархива постоянно используются органа- ми внутренних дел для выяснения обстоя- тельств происшествий. При переходе к новому формату АПК БГ в 2015 г. была поставлена задача оценить ключевые риски территории. Оказалось, что по каждому из ключевых для Архангельской области рисков (наводнения, лесные и техногенные пожары, дорожные ава- рии, повышенные уровни радиации на пред- приятиях атомного судостроения) уже суще- ствуют отдельные информационные системы, которые необходимо объединить на общей интеграционной платформе. В рамках конт- ракта с ПАО "Ростелеком" удалось интегриро- вать в АПК "Безопасный город" подсистему пожарной безопасности "Стрелец-Монито- ринг", навигационную спутниковую систему регионального навигационно-информацион- ного центра (РНИЦ) Архангельской области, систему автоматизированного контроля радиационной и химической обстановки (АСКРО), интерактивную карту автодорог агентства "Архангельскавтодор". В системе обеспечены прием сообщений от ЭРА-ГЛОНАСС и передача данных по уровням воды в реках от Северного управления по гид- рометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эксплуатация В настоящее время для снижения операцион- ных затрат техническую поддержку комплекса осуществляет подведомственное учреждение министерства связи и информационных техно- логий Архангельской области ГАУ АО "Управле- ние ИКТ АО". Проводится полный комплекс планово-регламентных и аварийно-восстанови- тельных работ. Обеспечено электроснабжение комплекса, аренда каналов у операторов связи и продление лицензий программного обеспече- ния. Для передачи данных в АПК "Безопасный город" максимально использованы многофунк- циональные оптоволоконные сети Правитель- ства Архангельской области (в общей сложно- сти 57 км), что позволяет сохранять контроль над системой и снижает затраты на оплату кана- лов связи. Интеграция с "Системой-112" В 2017 г. была поставлена задача по интеграции системы обработки экстренных вызовов по номеру 112 и АПК "Безопасный город". На сегодняшний день проработана методоло- гическая основа интеграции – оптимизирован процесс реагирования на обращения с учетом программных интерфейсов сопрягаемых систем. Второй этап, предусматривающий интеграцию АПК "Безопасный город" и "Системы-112" на территории всей области, планируется завершить в 2019 г. Он потребует разработки системного проекта по телекоммуникациям и построения "Системы-112", сопряженной с АПК "Безопасный город", во всех муниципаль- ных образованиях Архангельской области. Помимо чисто технических задач по програм- мированию и настройке протоколов обмена, рабочая группа столкнулась с проблемой обес- печения защиты информации. В "Системе-112" обрабатываются конфиденциальные персо- нальные данные, в том числе и о состоянии здо- ровья, поэтому она должна обладать наивыс- шим уровнем защищенности К-1. В АПК "Без- опасный город" такой информации нет, и ком- плекс запроектирован на более низкий уровень защищенности К-2. Интеграция двух систем приводит нас к необходимости обеспечить уро- вень К-1 для объединенной системы, что неизбежно ведет к доработке технического решения и дополнительным расходам. Второй проблемный вопрос относится к бизнес- процессам, или в терминологии "Безопасного города" – процессам реагирования. Проведен- ный анализ загруженности экстренных опера- тивных и дежурно-диспетчерских служб пока- зал, что более 83% обращений по номеру 112 обрабатывает (не просто фиксирует, а оказыва- ет помощь) ЦОВ-112 областной службы спасе- ния. На долю ЕДДС приходится наименьшее коли- чество действий по ликвидации ЧС и спасению пострадавших – 0,1%. При этом именно муниципальная ЕДДС, согласно Концепции, обладает наибольшими полномочиями в информационной инфраструктуре АПК "Без- опасный город" и должна быть центром реа- гирования. Чтобы урегулировать этот дисбаланс, потребо- валось несколько межведомственных совеща- ний и методологическая поддержка от Совета главных конструкторов АПК "Безопасный город". Схема бизнес-процессов была оптими- зирована с учетом реальных полномочий служб, и на ее основе в настоящее время про- водится взаимная настройка программных ком- понентов двух систем. Направления развития Подводя итог, следует обозначить основные направления развития АПК "Безопасный город" в Архангельской области. В первую очередь, усилия должны быть направ- лены на создание нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня. На основе регламентов верхнего уровня, разра- ботанных Советом главных конструкторов и устанавливающих общие принципы, необхо- димо проработать детализированные, пошаго- вые регламенты для каждой из служб. Каждому оператору должен быть предельно ясен поря- док действий, и не должно быть путаницы и противоречий при его работе c разными системами. Второе направление связано с правоохрани- тельным сегментом комплекса, который дока- зал свою эффективность в части обеспечения общественного порядка, и министерство связи регулярно получает запросы на установку дополнительных камер видеонаблюдения, которые старается обеспечить в рамках имею- щихся финансовых ресурсов. В первую оче- редь принимаются во внимание вновь строя- щиеся объекты в местах массового скопления людей. И третье важное направление – это текущая работа по интеграции с "Системой-112" и запланированная на второе полугодие интегра- ция с информационно-аналитической системой Ситуационного центра. Эта задача – наиболее перспективная, поскольку технологии больших данных позволяют использовать объединенный массив информации для решения прикладных задач в разных сферах государственного управ- ления, а также обеспечить переход к развитию сервисов и информационной среды умного города. n www.secuteck.ru апрель – май 2018 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ГОРОДА Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. Технические средства АПК "Безопасный город" в Архангельской области

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw