PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 36 Е сли раньше достаточно было управлять потоками на перекрестках с помощью календарной автоматики по суточным планам, так как интенсивность потоков была легко прогнозируема, то сейчас нужен автоматиче- ский контроль. А это значит, что максимально высока потребность в адаптивных алгоритмах управления, основанных на постоянном отсле- живании параметров интенсивности движе- ния. Аналогично выросли и требования к обеспечению безопасности на перекрестках, в местах регулярного скопления людей. До этого было достаточно визуального контроля, сегодня акцент ставится на применении интел- лектуальных средств автоматического выявле- ния потенциально опасных ситуаций и нару- шений, а также обеспечении незамедлитель- ного реагирования в случае возникновения нештатных ситуаций. Необходимость объединения существующих систем Большое количество регулируемых перекре- стков оснащается теми или иными элементами интеллектуальной транспортной системы (ИТС). К ним относятся системы: l управления техническими средствами управ- ления и организации дорожного движения; l автоматической фото-/видеофиксации нару- шений ПДД; l мониторинга параметров транспортных пото- ков; l телеобзора и видеонаблюдения. Однако фактически это масса функциональ- но не связанных устройств различных систем управления, мониторинга и контроля. Пере- численные решения и их элементы не объ- единены в общую инфраструктуру, данные каждой из систем не используются другими, поэтому отсутствует возможность обеспечить эффективную пропускную способность, приоритезировать движение общественного транспорта, обеспечить транспортную и общественную безопасность в границах перекрестков. Между тем ИТС – это, прежде всего, единый информационно-технический комплекс авто- матизированных систем, созданный для реше- ния задач управления и обеспечения безопас- ности в масштабе перекрестка, района, города, региона. А значит, оперативный автоматиче- ский сбор, обработка и передача информации между всеми элементами транспортной инфра- структуры должны осуществляться непосред- ственно на объекте внедрения в режиме реаль- ного времени. Как это реализовать? Достаточно применить специализированные адаптеры для дорожных контроллеров и научить программный комплекс обрабаты- вать информацию с подключенных устройств. С помощью адаптера можно подключить к дорожному контроллеру оборудование таких существующих систем: l фотовидеофиксации нарушений ПДД; l видеонаблюдения; l телеобзора; l мониторинга параметров транспортных пото- ков и др. Благодаря данным от смежных систем ИТС дорожный контроллер сможет выполнять функции адаптивной смены планов управле- ния, обеспечивать приоритетный проезд общественному транспорту и т.д. Фактически дорожный контроллер станет вычислитель- ным узлом ИТС, позволяющим реализовы- вать функции локально-адаптивного управ- ления в масштабе перекрестка без необходи- мости установки дополнительного перифе- рийного оборудования, что существенно эко- номит бюджетные средства. Если группу вычислительных узлов объединить в единую вычислительную сеть, то ИТС сможет выпол- нять свою основную функцию – решение задач управления и обеспечения безопасно- сти в масштабе перекрестка, района, города, региона. Главные составляющие комплекса Единая ИТС на перекрестке представляет собой программно-аппаратный комплекс (ПАК), состоящий из: l адаптера модернизации (контроллера); l блока управления системой фотовидеофик- сации и видеоанализа; l камер фотовидеофиксации и обзора; l серверного модуля, который размещается на самом перекрестке в дорожном контроллере или в центре обработки данных. На основе анализируемых данных серверный модуль прогнозирует дорожную ситуацию на перекрестке и в соответствии с прогнозом про- изводит управление светофорными циклами. Кроме того, этот модуль обеспечивает воз- можность масштабирования системы и реали- зации расширенных алгоритмов контроля и управления в масштабах группы перекре- стков, района, сети. апрель – май 2018 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ГОРОДА Николай Клепиков Начальник управления интеллектуальных транспортных систем компании "Техносерв" Денис Кривенцов Начальник управления поддержки продаж по программе "Безопасный город" Департамента развития технологий "Умный город" и телекоммуникационных решений компании "Техносерв" Рис. 1. Объекты ИТС на отдельном перекрестке. Реальное положение вещей Интеллектуальная транспортная система на отдельном перекрестке Пересечение нескольких потоков транспорта и пешеходов на одном уровне, то есть на перекрестке, требует внешнего управления и повышенного внимания к обеспече- нию безопасности. Для того чтобы реализовать управление и контроль, на перекрест- ках с середины прошлого века внедряются элементы автоматизации. С ростом интенсивности движения в городах росла и необходимость в повышении уровня авто- матизации систем

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw