Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 98 Ответственность за обеспечение транспортной безопасности В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопас- ности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транс- портной инфраструктуры. В целях повышения ответственности за нару- шение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 195-ФЗ "О вне- сении изменений в некоторые законодатель- ные акты РФ в связи с обеспечением безопас- ности на транспорте" внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуаль- ный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Кроме того, для реали- зации Федерального закона № 16-ФЗ принят ряд подзаконных нормативных актов Росавто- дора. Проблемы совершенствования транспортной безопасности Анализ специализированных источников информации показывает, что к проблемам совершенствования механизма обеспечения безопасности в ТСПО на автомобильном транс- порте могут быть отнесены: l оптимизация понятийного аппарата; l гармонизация нормативно-правового регули- рования; l интеграция ОТИ и ТС в интеллектуальные транспортные системы. Член Комитета Государственной Думы по транс- порту и строительству А.С. Старовойтов выде- ляет среди проблем совершенствования транс- портной безопасности: l несовершенство принимаемых нормативных правовых актов в области обеспечения транс- портной безопасности; l неурегулированность вопросов, связанных с сертификацией технических средств обес- печения транспортной безопасности; l проблемы аттестации сил обеспечения транс- портной безопасности и аккредитации под- разделений транспортной безопасности; l нераспространение российского законода- тельства в сфере транспортной безопасности на иностранных перевозчиков 1 . Оптимизация понятийного аппарата Известно, что юридически закрепленное поня- тие "транспортная безопасность" не в полной мере отражает смысловую нагрузку, возложен- ную на обеспечение безопасности в ТСПО, а именно учитываются только угрозы со сторо- ны АНВ для деятельности ОТИ и ТС. Другие объ- ективно существующие угрозы безопасности, такие как текущее состояние ОТИ и ТС, а также чрезвычайные ситуации природного и/или тех- ногенного характера, во внимание не прини- маются. Под текущим состоянием ОТИ и ТС здесь пони- мается работоспособность указанных объектов, зависящая от их наработки (степени изношен- ности), качества технического обслуживания, а также уровня квалификации, морального и психологического состояния водителей ТС (внутренняя угроза безопасности). Чрезвычайная ситуация природного или техно- генного характера определяется (в редакции Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ- ного и техногенного характера") как обстановка на определенной территории (в непосредствен- ной близости от ОТИ и ТС), "сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоро- вью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и наруше- ние жизнедеятельности людей" (внешняя угроза безопасности). В контексте изложенного нельзя не согласиться с предложением экспертов 2 о правомерности введения интегрального термина "безопасность на транспорте", определяемого как "состояние защищенности ОТИ и ТС, пассажиров и персо- нала на транспорте от всех видов внутренних и внешних угроз". Гармонизация нормативно- правового регулирования транспортной безопасности Согласно экспертным оценкам, существующее нормативно-правовое регулирование транс- портной безопасности в редакции Федерального закона №16-ФЗ слабо гармонизировано с теку- щими целями и задачами обеспечения транс- портной безопасности. Так, по данным доктора юридических наук Сергея Шишкарева, члена Экспертного совета при Правительстве РФ, более 95% от общего числа происшествий на транс- порте относится к категории техногенных или природных и только 4% приходятся на происше- ствия социогенного характера. В то же время содержащееся в тексте Федерального закона № 16-ФЗ понятие "транспортная безопасность" трактуется лишь с точки зрения защиты ОТИ и ТС от АНВ (подразумевая акты террористического характера). Сергей Шишкарев полагает: "В целях совершенствования законодательного обеспече- ния транспортной безопасности в качестве пер- воочередных мер необходимо: l активизировать работу по систематизации и упорядочению законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, исходя из ее системного характера, однознач- ного толкования и исключения дублирования функций федеральных органов исполнитель- ной власти; l определить план создания единой транспорт- ной системы России – выделить ключевые целевые функции, определить основной управляющий субъект будущей системы; l составить и законодательно закрепить требо- вания по обеспечению безопасности для раз- личных категорий ОТИ и ТС; l разработать и принять технические регламенты оснащенности различных категорий ОТИ систе- мами обеспечения безопасности, включая спе- циальные средства досмотра и контроля" 3 . Интеграция ОТИ и ТС в интеллектуальную транспортную систему В последние годы из оборонной сферы на транспорт выводятся новейшие информацион- ные технологии, на основе которых строятся интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Кроме того, в Интернете опубликован для открытого обсуждения проект концепции феде- рального закона "Интеллектуальная транспорт- ная система Российской Федерации". Необходимость и значимость интеграции кате- горированных ОТИ и ТС в интеллектуальную транспортную систему подтверждается аргу- ментами известных специалистов в области транспортной безопасности. Так, В.Б. Черток, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, полагает, что "внедрение системы дистанционного надзора позволит: l повысить оперативность принятия принуди- тельных мер для исполнения чрезвычайных ситуаций; l создать условия неотвратимости наказания за допущенное нарушение правил перевозки пассажиров и грузов; l уменьшить расходы федерального бюджета на устранение и ликвидацию последствий чрезвычайных операций; l снизить аварийность и тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций; l минимизировать роль человеческого фактора при проведении надзорных мероприятий" 4 . Утверждения, созвучные по содержанию приве- денным выше, содержатся также в опублико- ванных материалах VII Международного фору- ма "Безопасность на транспорте", состоявшегося 6 апреля 2017 г. в Санкт-Петербурге 5 . Необходимость осознанного подхода Возрастающая диспропорция между приростом числа автомобилей, не улучшающееся качество дорожной сети и инфраструктуры, недостаточ- ная эффективность системы обеспечения без- опасности дорожного движения усугубляют уже имеющиеся проблемы. Рассмотренный в статье механизм обеспечения безопасности в ТСПО и задачи по его совершен- ствованию нацеливают субъекты транспортной инфраструктуры ПО (в том числе перевозчиков) и обслуживающий персонал на глубокое осмысление и корректное использование в практической деятельности нормативно-пра- вовых актов по обеспечению безопасности на используемом автомобильном транспорте. n апрель – май 2019 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 1 Старовойтов А.С. Защищенность объектов транспорта необходимо поддерживать // Транспортная безопасность и технологии. № 2 (49), 2017. С. 34. 2 Волынский-Басманов Ю.М., Михайлов Ю.Б. Понятие безопасности в транспортной сфере // Транспортная безопасность и технологии. № 3 (26), 2011. С. 24. 3 Шишкарев С.Н. Авиакатастроф можно избежать // Военно-промышленный курьер. № 40 (457), 2012. С. 8. 4 Черток В.Б. Состояние дел по категорированию, оценке уязвимости, внедрению технических средств безопасности и защиты объектов от АНВ // Транспортная безопасность и технологии. № 2 (29), 2012. С. 29. 5 VII Международный форум "Безопасность на транспорте". № 2 (49), 2017. С. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw