Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 97 Задачи обеспечения безопасности в ТСПО Транспортная безопасность (в редакции ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ) – это "состоя- ние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства" в их дея- тельность. Понятие "обеспечение транспортной безопасно- сти" трактуется как "реализация определяемой государством системы правовых, экономиче- ских, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмеша- тельства" (п. 4 ст. 1 № 16-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанного закона задачами обеспечения безопасности на автомо- бильном транспорте являются: l категорирование ОТИ и ТС; l оценка уязвимости ОТИ и ТС от угроз совер- шения АНВ; l разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Рассмотрим их более подробно. Категорирование ОТИ и ТС Категорирование ОТИ и ТС заключается в отне- сении их к определенным категориям с учетом степени угроз совершения АНВ и его возмож- ных последствий. Приказом Минтранса от 21 февраля 2011 г. № 62 установлены четыре категории и критерии категорирования ОТИ и ТС. Категорирование осуществляется компетент- ными органами в области обеспечения транспортной безопасности, в частности Федеральным дорожным агентством (Росав- тодор). Перечень ОТИ и ТС, подлежащих категорированию, устанавливает Минтранс, руководствуясь п. 5 ст. 1 Федерального зако- на № 16-ФЗ. Вопрос об отнесении к ОТИ объектов автомобильного транспорта, не значащихся в указанном законе, решается Минтрансом по представлению Росавтодора. Транспортные средства, которым в соответствии с приказами Росавтодора присвоены категории и которые включены в Реестр категорированных ОТИ и ТС, включаются в группу идентичных по типу, марке, модели и модификации с указани- ем идентификационного номера VIN. Оценка уязвимости ОТИ и ТС Оценка уязвимости ОТИ и ТС рассматривает- ся как определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ в их дея- тельность. Полагают, что ОТИ и ТС с высокой степенью защищенности обладают низкой уязвимостью и, соответственно, объекты с менее эффективной защищенностью более уязвимы. Оценка уязвимости ОТИ и ТС проводится специализированными организациями, имеющими лицензию об аккредитации в области обеспечения транспортной без- опасности. Работа выполняется на основе публичного договора по тарифам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Методический подход к проведению и оформ- лению результатов про- веденной оценки уязви- мости ОТИ и ТС сфор- мулирован в методиче- ских рекомендациях ОДМ 218.4.009–2011 Росавтодора. В соответ- ствии с ч. 4 ст. 5 Феде- рального закона№16-ФЗ сведения об указанных результатах относятся к информации ограни- ченного доступа. Результаты оценки уязвимости ОТИ и ТС, утвержденные Росавто- дором, являются осно- вой для планирования и реализации мер по обеспечению безопас- ности в ТСПО. Планирование мер по обеспечению безопасности в ТСПО План разрабатывается специалистами ПО (перевозчика грузов) в порядке, регламенти- рованном требования- ми приказа Минтранса от 11 февраля 2010 г. № 34. План предусматривает систему мер по приве- дению ОТИ и ТС в соответствие с Требования- ми по обеспечению транспортной безопасно- сти, учитывающими уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС автомобиль- ного транспорта и дорожного хозяйства (утверждены постановлением Правительства РФ № 924 от 14 сентября 2016 г.). Под уров- нем безопасности здесь понимается степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ. В общем случае к мерам обеспечения без- опасности в ТСПО могут быть отнесены: 1) оборудование категорированного объекта транспортной инфраструктуры интегриро- ванной системой обеспечения безопасности, представляющей собой алгоритмически объ- единенные подсистемы: l охрана (включая телевизионные средства охранного наблюдения) и управление доступом, а также меры противокриминаль- ной защиты; l меры пожарной безопасности (в том числе пожаротушения); l производственно-технологический и сани- тарно-экологический контроль; 2) оснащение категорированных транспорт- ных средств техническими средствами и системами, под которыми понимаются: l бортовые противоугонные средства (элек- тронная сигнализация, иммобилайзер, замок блокировки рулевой колонки, защита стекол, система идентификации ТС и т.д., устанавливаемые автопроизводителями еще на конвейере); l средства пассивной защиты водителя и пас- сажиров (ремни безопасности, подушки, подлокотники); l средства устойчивости связи и электронного вызова помощи при дорожно-транспорт- ном происшествии (ДТП) или нападении; l спутниковая навигационная противоугонная и радиопоисковая система (целесообразна для ТС, осуществляющих перевозки опасных грузов); l система контроля доступа к перевозимому грузу. План может содержать памятку с перечнем возможных мер (технических решений) для предупреждения ДТП, минимизации указан- ных ДТП и ликвидации их последствий. Напомним, под ДТП понимается конкретное непреднамеренное событие, возникающее в результате неблагоприятного сочетания фак- торов в условиях динамической системы "человек – автомобиль – дорога", веро- ятность которого может увеличиваться под воздействием неблагоприятных факторов (дождь, гололед, сумерки, дорожные рабо- ты и т.д.) и следствием которого является ущерб здоровью человека, повреждение ТС (перевозимого груза) и дорожного обу- стройства. План обеспечения безопасности категориро- ванных ОТИ и ТС, разработанный ПО (пере- возчиком грузов), подлежит утверждению в Росавтодоре. www.secuteck.ru апрель – май 2019 Рис. 1. Структура транспортной сферы деятельности ПО (вариант)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw