Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

В ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указа- но, что "системы пожарной сигнализации долж- ны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно- контрольное устройство в помещении дежурно- го персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сиг- налов на пульт подразделения пожарной охра- ны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации". Цель – защита населения, а не коммерческая выгода Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет, что одной из основных задач пожарной охраны является организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Согласно ст. 22 названного закона выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установле- но законодательством Российской Федерации. Очевидно, что законодатель здесь прежде всего исходит из того, что пожарная безопасность (состояние защищенности личности, имуще- ства, общества и государства от пожаров) – это разновидность государственной безопасности, обеспечение которой входит в обязанности государства. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при- родного и техногенного характера" для осу- ществления государственного управления и координации деятельности федеральных орга- нов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС создается упол- номоченный федеральный орган исполнитель- ной власти, который вправе назначать подве- домственные ему территориальные органы. Обязанности МЧС России В Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержден- ном Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 сказано, что МЧС России является феде- ральным органом исполнительной власти, осу- ществляющим функции по выработке и реали- зации государственной политики, нормативно- правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасно- сти и безопасности людей на водных объектах. Одна из основных задач МЧС России – осу- ществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций и пожаров, обеспечению без- опасности людей на водных объектах. Следовательно, деятельность по обеспечению приема сигналов о пожаре и реагированию на указанные сигналы носит для пожарных под- разделений обязательный характер в силу пра- вового положения как специально созданных для реализации указанных функций государст- венных учреждений и поэтому влечет возник- новение у них соответствующих обязанностей. В связи с тем, что тушение пожаров и проведе- ние аварийно-спасательных работ – одна из основных составляющих функций государства по обеспечению пожарной безопасности, прием и отработка тревожных сигналов, равно как и выезд или невыезд подразделений пожарной охраны на пожар, не могут ставиться в зависимость от каких бы то ни было факторов, мнений, суждений, обстоятельств и т.д. Важно отметить, что Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ и иные законы, норма- тивные правовые акты, регламентирующие дея- тельность МЧС России в области защиты насе- ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, не регулируют порядок и условия ведения предпринимательской деятельности и не уста- апрель – май 2019 www.secuteck.ru БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 102 Виктор Кривошонок Председатель Совета СРО Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности", генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н. Средства специального назначения для приема сигналов о пожаре В данной статье предпринята попытка разрешить вопрос, каким требованиям, пара- метрам и условиям применения должны соответствовать системы (устройства), пред- назначенные для приема и обработки подразделениями пожарной охраны сообще- ний о пожаре в автоматическом режиме согласно № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Ч уть более года прошло с момента пожара в ТЦ "Зимняя вишня". Это событие вскры- ло множественные проблемы в обла- сти обеспечения пожарной безопас- ности объектов с массовым пребы- ванием людей. Одна из них – отсутствие конт- роля за работоспособностью систем пожар- ной сигнализации, а также отсутствие систем автоматического вызова пожарных без уча- стия работников объекта. Обе эти задачи уже успешно решены госу- дарством на социально значимых объектах, для которых с 2014 г. Федеральным законом № 123-ФЗ "Технический регламент о требо- ваниях пожарной безопасности" установлена обязательность применения систем передачи извещений (СПИ) о пожаре. В 2009 г. прика- зом МЧС России от 28.12.2009 № 743 был принят на снабжение специальный радиока- нальный программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыва- нием людей, в том числе в высотных зданиях, разработанный ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Эффективность данного решения доказана статистикой реально спасенных жизней при пожарах на социальных объектах. В 2010–2018 гг. такие системы подали сигнал о более чем о 300 пожарах, в результате были своевременно эвакуированы более 25 тыс. человек. Кроме того, данные системы исклю- чают возможность неработающей пожарной сигнализации на объекте, поскольку позво- ляют обслуживающим организациям непре- рывно контролировать их работоспособность и незамедлительно принимать меры к устра- нению неисправности. Система пожарного мониторинга уже внедре- на МЧС России для соцобъектов. Необходимо всего лишь распространить требование п. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ об автоматической передаче сигналов в пожар- ную часть на все объекты с массовым пребы- ванием людей. Если бы в "Зимней вишне" была установлена система передачи извеще- ний о пожаре, то, вполне вероятно, трагедии удалось бы избежать. Михаил Левчук Редактор рубрики "Беспроводные технологии", исполни- тельный директор ООО "Аргус-Спектр" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Система пожарного мониторинга для объектов с массовым пребыванием людей

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw