Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

навливают в этих целях связь органов МЧС Рос- сии с деятельностью предпринимателей по извлечению прибыли. Потому обоснованность любых решений органов МЧС России по осу- ществлению государственной функции (в част- ности, в сфере обеспечения пожарной безопас- ности) и причин для этих решений не может оцениваться с точки зрения их экономической целесообразности. Специальные средства связи В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи" под средствами связи понимаются техниче- ские и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хра- нения, передачи, доставки сообщений элек- тросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Таким образом, прием и обработка сообщений о пожаре в автоматическом режиме является государственной услугой связи и осуществляет- ся с использованием средств связи. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопас- ности" пожарно-техническая продукция – это специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназна- ченная для обеспечения пожарной безопасно- сти, в том числе средства специальной связи и управления. В соответствии с Перечнем пожарно-техниче- ской продукции, утвержденным приказом МВД России от 18.06.1996 г. № 33, к систе- мам и средствам связи и управления относятся специальные аппаратно-программные ком- плексы телекоммуникации и управления, предназначенные для приема, преобразова- ния и передачи информации по радио- и про- водным каналам и линиям связи в виде дан- ных, речевых, телеграфных, факсимильных, телевизионных, графических и других видов сообщений, а также сигналов сигнализации и оповещения (п. 11 приказа № 33). Принятие пожарной техники на снабжение Приказом МЧС России от 30.07.1999 г. № 411 (в ред. приказа МЧС России от 03.11.2011 г. № 663) утверждена Инструкция о порядке под- готовки документов о принятии на вооружение (снабжение, в эксплуатацию, опытную эксплуа- тацию) сил МЧС России образцов (систем, ком- плексов) вооружения, техники и технического имущества. В ней предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета может быть закуплено и введено в эксплуатацию вооруже- ние, техника и техническое имущество только после принятия их на вооружение соответ- ствующими приказами МЧС России и включе- ния их в штаты, табели к штатам, нормы поло- женности и обеспечения. В силу ст. 101 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регла- мент о требованиях пожарной безопасности" пожарная техника должна обеспечивать выпол- нение возложенных на нее функций в условиях пожара (ч. 1) и подвергаться испытаниям на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с мето- дами, установленными нормативными доку- ментами (ч. 5). Согласно Положению о МЧС России № 868 поставка товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре специальной тех- ники и материальных средств осуществляется для подразделений и воинских частей феде- ральной противопожарной службы по госу- дарственному оборонному заказу. Функции государственного заказчика по раз- мещению заказов, заключению, оплате, конт- ролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу осуществляет МЧС России в соответ- ствии с приказами МЧС России от 21.02.2008 г. № 76 "О совершенствовании организации размещения заказов на постав- ки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в системе МЧС России" и от 18.09.2012 г. № 555 "Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России". Соответствие требованиям к оборонной продукции Особенности технического регулирования в части разработки и установления обязатель- ных требований государственными заказчика- ми в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонно- му заказу, устанавливаются президентом Рос- сийской Федерации, Правительством Россий- ской Федерации в соответствии с их полномо- чиями (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государствен- ному оборонному заказу, устанавливаются Пра- вительством Российской Федерации или упол- номоченными им федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техниче- ском регулировании"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 г. № 1036 утвержде- но Положение об особенностях оценки соответ- ствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонно- му заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, мон- тажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере- возки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции. П. 6 Положения № 1036 предусмотрено, что оборонная продукция до ее передачи государственному заказчику подле- жит оценке соответствия, правила которой рег- ламентируются документами в области стан- дартизации оборонной продукции и (или) тех- нической документацией. Cпециальное пожарно-техническое оборудо- вание, предназначенное для оснащения под- разделений пожарной охраны, должно соот- ветствовать обязательным требованиям к оборонной продукции. Оценка данного соответствия осуществляется в форме прове- дения исследований (испытаний), приемки и разрешения на применение (п.15 Положе- ния № 1036). Объектовое оборудование, обеспечивающее передачу тревожных сигналов от объектов защиты на специальное средство связи и управ- ления, находящееся на вооружении пожарно- спасательного гарнизона, может быть любого производителя при условии подтверждения совместимости со специальным приемным обо- рудованием в ходе проведения обязательных государственных или приравненных к ним испытаний. В 2009 г. приказом МЧС России от 28.12.2009 г. № 743 принят на снабжение разработанный ФГУ ВНИИПО МЧС России специальный радиоканальный программно- аппаратный комплекс (ПАК) "Стрелец-Мони- торинг" для системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массо- вым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях. Специальная техника для приема сигналов о пожаре Для реализации своих государственных функ- ций по обеспечению пожарной безопасности МЧС России вправе использовать исключитель- но специальные аппаратно-программные ком- плексы телекоммуникации и управления (системы и средства связи). Они должны соот- ветствовать обязательным требованиям в обла- сти технического регулирования к оборонной продукции, разработанным МЧС России с помощью нормативных правовых актов и тех- нической документации. Специальная техника обязательно должна быть принята на снабже- ние в МЧС России в установленном порядке после проведения государственных испытаний. ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 г. № 743, является единственным специальным пожарно-техническим оборудо- ванием, предназначенным для реализации требований ч. 7 ст. 83 № 123-ФЗ "Технический регламент требований пожарной безопасно- сти" об автоматической передаче сигнала о пожаре на пульт 01. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 103 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru П одразделения пожарной охра- ны обязаны принимать сигнал тревоги в автоматическом режи- ме от социально значимых объ- ектов на специальное оборудова- ние, принятое на снабжение в системе МЧС России и соответ- ствующее обязательным требо- ваниям в области технического регулирования к оборонной про- дукции (работам, услугам)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw