Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 18 Т аким образом, в период с 2011 по 2014 гг. в регионе ответственности Приволжского территориального управления Росжелдора была присвоена категория 122 ОТИ, являю- щимся железнодорожными путями необщего пользования, 13 из которых исключены (в связи с тем, что на них не распространяются Требова- ния, утвержденные постановлением Прави- тельства РФ от 26.04.2017 № 495, или они перестали являться объектами, подлежащими категорированию), осталось 109. Из них: l 15 железнодорожных перегонов; l 32 железнодорожные станции; l 62 участка железнодорожных путей (являются маневровыми районами, развитием путей, а также одиночными тупиковыми путями). Всего в Реестр по региону нашего Управления включено 59 субъектов транспортной инфра- структуры – владельцев ПНП. Что касается 32 железнодорожных станций, то они, в соответствии с законодательством, являются ОТИ, на которых субъектам транспорт- ной инфраструктуры необходимо выполнять все мероприятия, предусмотренные Требованиями по обеспечению транспортной безопасности. В развитие ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постанов- лением от 18 июля 2016 г. № 686 "Об определе- нии участков автомобильных дорог, железнодо- рожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечиваю- щих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструк- туры" определило перечень участков, в том числе железнодорожных путей, которые являются объ- ектами транспортной инфраструктуры. Участки железнодорожных путей, являющиеся ОТИ К ОТИ относятся в том числе участки железно- дорожных путей: а) на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное железнодорожное сообщение; б) необщего пользования, на которых осу- ществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности; в) необщего пользования, примыкающие к железнодорожным путям, на которых осу- ществляется высокоскоростное и скоростное сообщение (постановление Правительства РФ от 18.07.2016 г. № 686). Неопределенность при категорировании Исходя из принятых норм, скоростной является линия, на которой по всей ее длине или на отдель- ных участках обращаются пассажирские поезда со скоростями от 140 до 200 км/ч, а на высокоско- ростных линиях – со скоростями свыше 200 км/ч (Правила эксплуатации объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2012 г. №283р). Следовательно, если железнодорожные пути необщего пользования примыкают к таким магистралям, то они однозначно являются ОТИ и подлежат категорированию. Здесь все понят- но. Но вот в отношении участков, указанных в пункте "В" перечня, как мы видим, критерием отнесения их к объекту транспортной инфра- структуры являются работы с грузами повышен- ной опасности. К сожалению, до настоящего времени подзаконный акт, предусмотренный ст. 1 закона "О транспортной безопасности", который бы определил перечень таких грузов и порядок их перевозки, не принят Правитель- ством Российской Федерации. Учитывая, что уже давно отсутствует названный правовой акт, Росжелдор как компетентный орган столкнулся с нарастающим объемом обращений от эксплуатирующих пути необщего пользования организаций по поводу категори- рования или исключения объектов из соответ- ствующего реестра. Вследствие этого, с одной стороны, Росжелдор и его территориальные управления вынуждены отказывать таким организациям в выполнении госфункции по категорированию участков ПНП, а с другой – у Росжелдора отсутствуют основания по исключению из реестра участков путей необщего пользования, ранее категорированных как ОТИ. Нередко в качестве основания для исключения ОТИ из реестра субъекты транспортной инфра- структуры приводят доводы, что из-за отсут- ствия перечня грузов повышенной опасности их ПНП перестали являться ОТИ. Здесь нужны пояснения. Опасные грузы и грузы повышенной опасности: в чем разница? Грузы повышенной опасности – это опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повы- шенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды (ФЗ-16 "О транспортной безопасности", ч. 7.3, ст. 1). апрель – май 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Александр Долинин Начальник отдела транспортной безопасности Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Особенности обеспечения транспортной безопасности железнодорожных путей необщего пользования В феврале 2014 г. в Федеральный закон "О транспортной безопасности" внесены соот- ветствующие изменения относительно наименований объектов транспортной инфра- структуры (ОТИ), которые предусматривали издание Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, определяющего в том числе участки желез- нодорожных путей, являющихся ОТИ. С этого момента Росжелдор как компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (ТБ) приостановил выполне- ние государственной функции категорирования в отношении железнодорожных путей

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw