Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 19 Опасный груз – это груз, который в силу прису- щих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, хими- ческого или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодо- рожного транспорта и третьих лиц, а также при- чинения вреда жизни или здоровью граждан и окружающей среде (ФЗ-18 от 10.01.2003 г.). В п. 7.3. ст. 1 ФЗ-16 дается понятие "грузы повышенной опасности". Законодатель не разделяет понятия "опасные грузы" и "грузы повышенной опасности", а уточ- няет, что часть опасных грузов будет отнесена к грузам повышенной опасности. То есть по уста- новленным позже критериям любое наимено- вание опасного груза может войти в перечень грузов повышенной опасности. Это обстоятельство дает основание считать, что если на путях необщего пользования осуществ- ляется подача и уборка вагонов с опасными гру- зами, такие ОТИ не подлежат исключению из Реестра. Росжелдор вправе исключить лишь те объекты, на которых не проводятся работы с опасными грузами, при документальном под- тверждении такой информации субъектами. Судебная практика Имеющаяся судебная практика принятия реше- ний по оспариванию субъектами транспортной инфраструктуры описанной выше позиции Рос- желдора имеет отрицательный характер. Одним из таких примеров является Артемов- ское ППЖТ – четыре судебных инстанции не в пользу предприятия. Аналогичные решения арбитражных судов были приняты в отношении заявлений по оспариванию отказа Росжелдора в исключении из реестра других ОТИ, эксплуа- тируемых организациями: l ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод"; l АО "Коми авиатранс"; l ОАО "Благовещенское ППЖТ"; l АО "Южуралнефтегаз". Суд считает, что отсутствие правовой опреде- ленности относительно термина "участки желез- нодорожных путей" не свидетельствует о необходимости исключения из реестра катего- рированных ОТИ объектов (в частности, желез- нодорожных путей), ранее внесенных в него на законных основаниях. Следует отметить, что длительное отсутствие утвержденного перечня грузов повышенной опасности негативно сказывается на защи- щенности путей необщего пользования от АНВ. Безопасность ОТИ в границах объектов ТЭК Рассматривая другой важный момент в сфере реализации транспортной безопасности, обра- тим внимание на ОТИ, расположенные в грани- цах объектов топливно-энергетического ком- плекса. Обеспечение безопасности и антитеррористи- ческой защищенности таких объектов законо- дательно устанавливается на основе норматив- ных правовых актов: 1. В области обеспечения транспортной без- опасности ОТИ: l ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ; l Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к анти- террористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопас- ности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспорт- ных средств железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495. 2. В области обеспечения безопасности объ- ектов ТЭК: l ФЗ "О безопасности объектов топливно-энер- гетического комплекса" от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ; l Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объ- ектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458. На рис. 1 показано соотношение границ объ- екта транспортной инфраструктуры и объекта ТЭК на примере одной из организаций. Грани- цы объектов существенно отличаются друг от друга (красным показаны границы ОТИ). Кажется очевидным осуществлять защиту ОТИ как части объекта ТЭК, если бы не различия в законодательной базе обеспечения безопасно- сти и антитеррористической защищенности ука- занных объектов. Сравнительный анализ требований по ТБ ОТИ и по безопасности объектов ТЭК Эксплуатирующие такие объекты организации обязаны выполнять требования в обеих обла- стях. При этом на них ложится двойная нагруз- ка, как организационная, так и финансовая. Здесь существенно и то, что для охраны объекта ТЭК собственник обязан привлечь частное охранное предприятие, имеющее лицензию Росгвардии, сферой деятельности которого является оказание охранных услуг, регулируе- мых законом (от 11.03.1992 г. № 2487) "О частной и охранной деятельности в Россий- ской Федерации". В этом законе дан исчерпы- вающий перечень охранных услуг, которые раз- решается предоставлять частным охранным организациям. Обеспечение транспортной без- опасности к их числу не относится. Но при нахождении в границах объекта ТЭК объекта транспортной инфраструктуры этот же собственник как субъект транспортной инфра- структуры для защиты уже ОТИ от актов неза- конного вмешательства обязан привлечь имен- www.secuteck.ru апрель – май 2019 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Рис. 1. Соотношение границ ОТИ и объекта ТЭК

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw