Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 20 но подразделение транспортной безопасности, потому что оказание частной охранной органи- зацией услуг по обеспечению транспортной безопасности незаконно. Сложившаяся ситуация требует проведения мониторинга реализации требований в указан- ных областях, анализа существующих проблем и выработки предложений по путям их реше- ний. Как найти золотую середину? Основные выводы по результатам анализа тре- бований сводятся к следующему: 1. Требования по обеспечению транспортной безопасности (ТБ) направлены на защиту зоны ТБ, требования ТЭК направлены в первую оче- редь на защиту периметра объекта. 2. Требования ТБ относятся к порядку и прави- лам доступа (воспрепятствование проникнове- нию в зону ТБ вне КПП, форма пропуска, поря- док его выдачи и согласования), а требования ТЭК – к инженерно-техническим средствам защиты периметра объекта (высота и конструк- ция заграждения). 3. Требования ТБ к специально аккредитован- ному подразделению, обязательной подготовке и аттестации персонала, специальным органи- зационно-распорядительным документам и обязательной сертификации технических средств обеспечения ТБ в требованиях ТЭК отсутствуют. 4. Требования ТБ не учитывают, а в требованиях ТЭК обязательно создание службы безопасно- сти и контроль всех жизненных циклов техни- ческих средств обеспечения безопасности. В целом логика построения системы безопасно- сти идентичная, однако есть ряд специфичных положений. Таких особенностей больше в системе обеспечения транспортной безопасно- сти, следовательно, их и нужно брать за основу построения системы при универсализации тре- бований и правил в обеих областях. По словам заместителя министра транспорта Николая Захряпина, одной из основных задач Минтранса России на ближайшую перспективу является совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопас- ности на основе правоприменительной прак- тики с целью эффективной защиты от актов незаконного вмешательства и оптимизация финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры на реализацию требований в области обеспечения транспортной безопас- ности путем устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на защищенность объектов транспортного ком- плекса. Так как вышеназванные объекты находятся практически во всех регионах России, то оче- видно, что предложенные инициативы можно реализовывать при непосредственном уча- стии субъектов Российской Федерации, кото- рые, в соответствии с решениями Националь- ного антитеррористического комитета и Сове- та Безопасности Российской Федерации, наделены полномочиями по сбору, обобще- нию и учету информации о транспортном комплексе и реализации требований в обла- сти транспортной безопасности по видам транспорта в регионах. Варианты оптимизации действующего законодательства Подводя итог, отметим основные предложения по улучшению создавшейся ситуации. Вот что необходимо сделать: l разработать подзаконный акт, определяющий перечень грузов повышенной опасности, в соответствии с ч.7.3 ст. 1 ФЗ-16 "О транс- портной безопасности"; l внести изменения в законодательство РФ (закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487 "О част- ной и охранной деятельности в Российской Федерации" и его подзаконные акты) в части определения возможности частным охран- ным предприятиям аккредитоваться и выпол- нять функции подразделения транспортной безопасности без потери лицензии Росгвар- дии; l внести изменения в законодательство РФ (Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топлив- но-энергетического комплекса", Правила по обеспечению безопасности и антитеррористи- ческой защищенности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458) в части интеграции систем безопасности, в том числе с системой обеспечения транспортной без- опасности. Остается надеяться, что транспортное сообще- ство в целях оптимизации действующего законо- дательства со своей стороны обобщит назрев- шие вопросы и задачи и выступит с инициативой к законодательной власти для минимизации или устранения обозначенных проблем. n апрель – май 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. Сравнительный анализ требований по ТБ ОТИ и по безопасности объектов ТЭК

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw