Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 21 З аконодательство обязывает перевозчика проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности объектов досмотра, проходящих через пост на грани- цах зоны транспортной безопасности транс- портного средства (на входе в вагон), для выявления, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, если такое мероприятие не проводилось на объ- екте транспортной инфраструктуры отправ- ления (проследования) транспортного сред- ства. Противоречивые требования Технические характеристики производимых ручных (переносных) средств досмотра и ограниченное время стоянки (1–3 минуты) на большинстве промежуточных остановок пасса- жирских поездов не позволяют перевозчикам в полном объеме выполнить требования зако- нодательства. Об этом свидетельствует п. 118 приказа Минтран- са России от 23.07.2015 № 227 "Об утвержде- нии Правил проведения досмотра, дополни- тельного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасно- сти", где установлен норматив времени для досмотра одного пассажира и его багажа (1 мин 30 с), при котором допускается исполь- зовать ручной способ досмотра на объектах транспортной инфраструктуры. Выход есть С учетом технических возможностей детекторов взрывчатых веществ сегодня единственный путь в отношении пассажирских поездов – это досмотр непосредственно в вагоне лиц, во внешнем виде и поведении которых присут- ствуют признаки подготовки к совершению акта незаконного вмешательства. Конечно, будет много противников такого под- хода, но ведь из 85,5 тыс. км железнодорожных путей, по которым курсируют пассажирские поезда АО "ФПК", защищена лишь малая часть. Компания стремится к выполнению требований законодательства и полноценному обеспечению транспортной безопасности, но законы как минимум должны быть выполнимыми. А как максимум – необходимо соблюдать разумную достаточность, ведь в конечном итоге за все платит потребитель. Ситуация с иностранными перевозчиками По территории Российской Федерации курси- руют 60 пассажирских поездов 11 иностранных железнодорожных администраций. Количество их рейсов в 2018 г. составило 9931, а в ходе контрольных проверок соблюдения правил перевозки контролирующими лицами компа- нии в поездах иностранного формирования было выявлено 115 безбилетных пассажиров и 749,7 т неоплаченной ручной клади. При этом на пассажирские поезда иностранного формирования, которые следуют по террито- рии Российской Федерации, требования по обеспечению транспортной безопасности не распространяются. Отсутствие досмотровых мероприятий на боль- шинстве промежуточных железнодорожных станций позволяет использовать поезда ино- странных администраций для подготовки к совершению актов незаконного вмешатель- ства на других, более крупных социально значимых объектах. Законодатели в силу особенностей междуна- родного права и международных договорен- ностей не могут уже на протяжении четырех лет внести в закон "О транспортной безопас- ности" изменения, касающиеся прав и обязан- ностей иностранных перевозчиков. На сего- дня это пока так и остается нерешенной про- блемой. Будущее за инновационными технологиями Ученые давно ведут разработки методов лазер- ной спектроскопии. Новосибирские специали- сты анонсировали создание прибора, способ- ного осуществлять дистанционное детектирова- ние взрывчатых веществ с использованием методов лазерной спектроскопии. Возможно, лет через 10 это станет объектив- ной реальностью и досмотр будет произво- диться без участия человека и других факто- ров риска. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Дамир Гарифзянов Заместитель начальника Управления безопасности – начальника отдела обеспечения транспортной безопасности и охраны объектов АО "ФПК" Применение технических средств обеспечения транспортной безопасности в пассажирских поездах В ходе контрольных проверок соблюдения правил перевозки контролирующими лицами ком- пании в поездах иностранного формирования было выявлено 115 безбилетных пассажиров и 749,7 т неоплаченной ручной клади Досмотр объектов в пассажирских поездах: как выполнить невыполнимое? Досмотровое оборудование на локальных объектах становится их неотъемлемой частью. С 2016 г. АО "ФПК" начало пробные испытания детекторов паров взрывчатых веществ в пассажирских поездах иностранного формирования, а с 2018 г. использует их и в собственных. Опыт двухлетней эксплуатации детекторов показал, что разра- ботчики нормативных актов немного опережают производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw