Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 23 Планируется установка на входах в терминалы, на КПП стационарных радиационных монито- ров российского производства для обнаруже- ния радиоактивных веществ и материалов. Одновременно, по согласованию с МВД России, предполагается размещение на входах видео- камер с функцией идентификации входящих людей с использованием базы данных разыски- ваемых лиц ПТК "Розыск-Магистраль". С целью исключения несанкционированного досту- па по телетрапам в технологический сектор из перевозочного сектора на 2019 г. включены работы по оборудованию автоматизированного рабочего места в отделе управления обеспечением транс- портной и авиационной безопасности (не менее 4–5 мониторов) с выводом информации с видео- камер и датчиков контроля открытия дверей. Тарифы и сборы за обеспечение авиационной безопасности Хотелось бы в очередной раз остановиться на крайне медленно проводимой работе по гармо- низации законодательства в области обеспече- ния авиационной и транспортной безопасности. Приведу несколько примеров. В связи с введением понятия "транспортная без- опасность" не уточнены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслужи- вание воздушных судов в аэропортах и воздуш- ном пространстве Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. № 241). В сбор за обеспече- ние авиационной безопасности как вида предо- ставляемой услуги входит охрана контролируе- мой территории аэропорта (технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности). В то же время зона транспорт- ной безопасности больше за счет сектора сво- бодного доступа, где также находятся пассажи- ры под охраной сотрудников подразделения транспортной безопасности аэропорта. Допуск в данный сектор осуществляется с обязатель- ным проведением досмотра, а также дополни- тельного досмотра и повторного досмотра с применением технических средств. Авиакомпании как субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) во исполнение пп. 3 п. 6 Требований по обеспечению транс- портной безопасности, утвержденных постанов- лением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 886, в планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств без согласования и заключения догово- ров с аэропортом вносят положение, что для защиты транспортных средств привлекается аккредитованное подразделение транспортной безопасности аэропорта. Свои аккредитован- ные подразделения авиакомпании не форми- руют. Аэропорт фактически предоставляет дополнительную неучтенную услугу перевозчи- кам по исполнению обязанностей, возложен- ных на авиакомпании. Всю нагрузку возрастающих требований по транспортной безопасности (в том числе серти- фикацию оборудования, совершенствование систем досмотра, охраны периметра, видеона- блюдения и т.п.) аэропорты взяли на себя. С учетом вышеуказанного стоимостная основа ставки сбора за авиационную безопасность должна быть увеличена, и, вероятно, он может быть назван сбором за обеспечение транспорт- ной и авиационной безопасности. Вопрос единых программ обучения Возвращаясь к ранее поднятым проблемам, можно констатировать, что решение о единых программах обучения транспортной и авиацион- ной безопасности не принято, а это расходится с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности". Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной без- опасности. Законодательство требует всех сотрудников САБ включить в силы обеспечения транспортной безопасности после их обучения и аттестации. Действующие программы обуче- ния по авиационной и транспортной безопас- ности идентичны. Считаем, что целесообразно разработать единые программы обучения авиа- ционной и транспортной безопасности согласно классификатору должностей, с учетом требова- ний ИКАО по количеству часов и срокам пере- подготовки, и выдавать один сертификат вме- сто двух. Это уменьшит отрыв персонала от непосредственного исполнения обязанностей, снизит нагрузку на учебные центры, позволит упростить процесс контроля за сроками дей- ствия сертификатов и даст определенную эко- номию средств авиационным предприятиям. Суммарно разовое обучение АБ и ТБ одного сотрудника в зависимости от должности состав- ляет от 60 до 95 тыс. рублей без учета повторе- ния КПК по авиационной безопасности через 2–3 года и транспортной безопасности (атте- стация) через 3–5 лет. Обучение транспортной безопасности и авиацион- ной безопасности по одной программе, разрабо- танной на основании более жестких требований по авиационной безопасности, позволит экономить аэропорту Внуково не менее 1/3 расходуемых в настоящее время на обучение денежных средств. Приказ ФАС России от 16 октября 1998 г. № 310, устанавливающий порядок профессио- нальной подготовки по авиационной безопас- ности персонала гражданской авиации, уста- рел, но мы продолжаем им руководствоваться. Нужны инициативные действия В целях повышения эффективности работы по национальной и международной стандартиза- ции в транспортном комплексе и в области транспортной безопасности Министерству транспорта Российской Федерации предлагает- ся выйти в Технический комитет по стандарти- зации "Безопасность транспорта" (создан при- казом Росстандарта от 30 июля 2015 г. № 891) с инициативой о разработке технического рег- ламента по транспортной безопасности. Транспортная безопасность должна регулиро- ваться стандартами и сводом правил, разрабо- танными на основании соответствующего тех- нического регламента. Может, тогда для авиа- ционной отрасли будет узаконено единое общее понятие, включающее в себя авиацион- ную и транспортную безопасность. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.corp.vnukovo.ru www.corp.vnukovo.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw