Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 24 П ассажирам терпящего крушение самолета абсолютно безразлично, по чьей вине это происходит. Поэтому предприятиям, от чьей деятельности зависит сохранность человеческих жизней, в первую очередь необходимо строго и четко соблюдать правила и регламенты обес- печения транспортной безопасности, а также качественно выполнять все этапы производ- ственного процесса. Каким же образом возможно обеспечить без- опасность пассажиров и груза в авиатранспорт- ных узлах? Security или Safety? Для начало разберемся, что же понимается под словом "безопасность". На английский оно переводится как Security, так и Safety, причем смысл у этих понятий совершенно различный. Первое – это защита от сознательных противо- законных действий, второе – обеспечение усло- вий, исключающих риск аварийного развития событий. Часто понятие безопасности у нас трак- туется однобоко, с сильным перекосом в сторону первого значения. Кажется, ограничь доступ по периметру охранной системой, понаставь видео- камер и досмотровых аппаратов – будет тебе "безопасность". Однако это не совсем так. И пас- сажиру терпящего бедствие воздушного судна абсолютно безразлично, отчего это происходит – то ли из-за взрыва бомбы злоумышленника, то ли от сорвавшегося с креплений груза, повре- дившего самолет (происшествие с АН-12 с гру- зом золота в Якутске). И только комплексная ответственность за безопасность может сокра- тить количество авиационных происшествий, а следовательно, досмотр должен производить- ся с точки зрения как Security, так и Safety. Обязательная сертификация как проблема№1 Основываясь на своем многолетнем опыте работы, АО "Шереметьево-Карго" рассматрива- ет безопасность как один из продуктов эффек- тивности и качества работы предприятия. Теряя качество работы при обработке груза, подго- товленного для перевозки, грузовой оператор неизбежно снизит и уровень безопасности для пассажира, и без технических средств контроля здесь не обойтись. Однако сегодня существует ряд проблем, усложняющих процесс примене- ния новейших технологических разработок, необходимых для обеспечения транспортной безопасности. Одной из них является требование о прохожде- нии процедуры обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с ч. 8 ст. 12.2 ФЗ "О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. и постановления Правитель- ства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969. Рассмотрение этой проблемы и ее последствий на конференции "Региональная авиация России и СНГ – 2018" вызвало большой отклик среди представителей предприятий авиатранспортной отрасли, в связи с чем этот вопрос был вынесен на обсуждение на расширенном заседании Рабочей группы Совета Федерации по разра- ботке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации, проходив- шем в рамках конференции. Вопрос поднимался и представителями санавиа- ции на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики УГАН НОТБ Ространснадзора". Необходимость сертифици- ровать технические средства обеспечения без- опасности вызывает задержки в работе органи- зации, основной задачей которой является экс- тренное оказание медицинской помощи боль- ным. Промедление в данном случае может при- вести к весьма плачевным результатам. Закон есть, механизма нет С проблемами, связанными с реализаций требо- ваний по обязательной сертификации техниче- ских средств обеспечения транспортной безопас- ности, вынуждены сталкиваться практически все предприятия транспортной отрасли. Возьмем, к примеру, необходимую на каждом транспорт- ном узле рентгенотелевизионную установку. В соответствии с действующим законодатель- ством организация должна использовать обору- дование, прошедшее сертификацию. А выбор такого оборудования на сегодняшнем рынке невелик. Только 2—3 компании занимаются про- дажей оборудования, прошедшего обязатель- ную сертификацию, в то время как для обеспече- ния рентгенотелевизионными установками всех транспортных узлов (аэропорты, автовокзалы, железнодорожные вокзалы и т.д.) понадобится не менее 10 тыс. единиц аппаратов. И здесь сразу возникает ряд вопросов: каким образом несколько компаний и за какой срок смогут справиться с выпуском такого количе- ство досмотрового оборудования? Нарастив апрель – май 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Станислав Прокофьев Директор по информационным технологиям, средствам и информационной безопасности АО "Шереметьево-Карго" Проблемы обеспечения транспортной безопасности на предприятиях авиатранспортной отрасли Обеспечение транспортной безопасности на предприятиях авиатранспортной отрас- ли является одной из самых важных и актуальных задач нашего времени. По стати- стике, за последние 10 лет жертвами авиакатастроф стали более 3 тыс. человек. При- чем причинами авиационных происшествий были не только ошибки пилотов или спла- нированные действия террористических группировок, но и просто неправильно закрепленный груз на борту воздушного судна, несоблюдение правил организации движения спецтранспорта и средств механизации на перроне или плохо подготов- ленные взлетно-посадочные полосы http://www.securitymedia.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw