Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

Б ольшинство транспортно-пересадочных узлов междугороднего и международного сообщения работают в режиме 24/7. Здесь необходимо обеспечивать не только безопас- ность людей, но и соблюдение требований транспортной безопасности, пограничного конт- роля, миграционного режима, причем как непо- средственно в зданиях, так и на всей территории, считая контролируемые зоны, взлетно-посадоч- ные полосы аэропортов и перроны вокзалов. Помимо пассажиров, работа служб безопасно- сти связана также с различными видами грузов, в том числе особо опасных и ценных. Именно поэтому на объектах транспортной инфраструк- туры особо актуально применение превентивных мер обнаружения нештатных ситуаций. Без видеоаналитики не обойтись Главный инструмент для решения описанных задач – система видеонаблюдения. Без нее сегодня не обходится ни одно из многолюдных мест. Распределенная до уровня "Безопасного города", она позволяет фиксировать события даже в условиях низкой освещенности, форми- ровать архив и выполнять интеллектуальный поиск по заданным параметрам. Тренд развития систем видеонаблюдения – внедрение видеоаналитики с использованием нейронных сетей. Среди наиболее востребо- ванных модулей – распознавание лиц, межка- мерный трекинг (слежение за движущимся объектом), детектор оставленных предметов, обработка аудиопотоков, выявление нетипич- ных звуков (разбитое стекло, крики, хлопки, взрывы) и их автоматическое обнаружение. Можно начать с чего-то одного, например с распознавания лиц, а затем добавлять к нему тепловые карты, реагирование на звуки, нара- щивая тем самым функционал и повышая уро- вень безопасности объекта. При интеграции с базами данных силовых ведомств и черными списками видеоаналитика дает возможность определять людей, находя- щихся в розыске. Камеры постоянно следят за лицами в потоке и сравнивают их с базой нару- шителей. Если система видит сходства, сигнал поступает в диспетчерскую, автоматически передается на пульт охраны, оперативных служб аэропорта/вокзала или МЧС. Подобный проект с запуском системы интеллек- туального видеонаблюдения был реализован нами на ключевых объектах сахалинской транс- портной инфраструктуры. Это стало одним из этапов внедрения правительством области АПК "Безопасный город", направленного на повышение безопасности региона. Система помогает предупреждать чрезвычайные ситуа- ции и получать дополнительные материалы для расследования преступлений. Помимо этого, сотрудники специальных служб могут вести кар- тотеку распознанных лиц, искать их во внешних базах изображений или по видеокадру. Системы охраны периметра на передовой Чтобы обеспечить санкционированный доступ на объекты транспортной инфраструктуры, осо- бое внимание уделяется и системам охраны периметра. Нужно заметить, что эффективнее всего они работают в связке с системой видео- наблюдения. Для круглосуточной охраны территории аэро- портов, вокзалов или портов и подступов к ним эффектно использовать радиолокационную систему охраны периметра и территории объ- ектов (РЛС). Она способна издалека обнару- жить движущиеся цели, измерить их координа- ты и скорость. Если это человек, то система замечает его на расстоянии до 1600 м, если транспортное средство – до 3000 м. Помимо контроля за периметром объекта, РЛС может использоваться как целеуказатель для поворот- ных тепловизионных и видеокамер. Отследить и пресечь попытки незаконного про- никновения на территорию также позволяет оптоволоконный мониторинг. Специальный кабель выступает в качестве сенсора деформа- ции, температуры и акустики. Он может быть размещен под землей или по периметру ограж- дающих конструкций охраняемого объекта. Так как это решение удобно для наблюдения за протяженными объектами, его можно приме- нять и для системы мониторинга железных дорог. Своевременное обнаружение деформа- ции полотна и точная локализация места помо- гут предотвратить возможные аварии. Конечно, выбор наиболее оптимального реше- ния зависит от задач заказчика. Должны учиты- ваться протяженность контролируемой зоны, типы и интенсивность возможных помех, рельеф местности, погодные условия и другие факторы. S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 26 апрель – май 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТ Иван Царев Руководитель направления слаботочных систем ИТ-компании "КРОК" www. ponedelnik.info П ри выборе систем безопасности важно учитывать возможность их модернизации и масштабирования. Раздражающие факторы (угрозы) постоянно видоизменяются, злоумышленники становятся изощреннее – все это формирует новые вызовы для систем физической безопасности и стимулирует их постоянное развитие Искусство защищать: как обеспечить безопасность на особо значимых объектах транспортной инфраструктуры Ежедневный пассажиропоток аэропортов, вокзалов, портов – это десятки или даже сотни тысяч человек. Создать для них комфортную, а главное безопасную среду – приоритетная задача для любого транспортного хаба. Современные ИТ-решения обеспечивают комплексную защищенность объектов, а это не только быстрое реа- гирование в случае нештатных ситуаций, но и превентивное обнаружение противо- правных действий

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw